База решений ФАС
Решение №ИБ/2456/25 Решение по делу в отношении Администрации МО «город Североба... от 4 августа 2025 г. Дело №003/01/15-115/2025 Дело в отношении Администрации МО «город Северобайкальск» из базы решений ФАС (№1868801) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Бурятское УФАС России Дело : Дело №003/01/15-115/2025 Дело в отношении Администрации МО «город Северобайкальск» Сфера деятельности: Прочие сферы деятельности на товарных рынках Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 003/01/15-115/2025 о нарушении антимонопольного законодательства «04» августа 2025 года г. Улан-Удэ Резолютивная часть решения объявлена 29.07.2025 Решение в полном объеме изготовлено 04.08.2025 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <&> рассмотрев дело от 25.02.2025 № 003/01/15-115/2025 по признакам нарушения Администрацией МО «город Северобайкальск» (ИНН 0317009348, адрес 671700, Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, г. Северобайкальск, пр. Ленинградский, д.7) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), в отсутствие надлежаще извещенных ответчика администрации МО «Город Северобайкальск» и заинтересованного лица муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», УСТАНОВИЛА: В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия поступило обращение Северобайкальской межрайонной прокуратуры (вх. от 09.12.2024 № 6714-ЭП/24) на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования «город Северобайкальск». По результатам рассмотрения обращения, в связи с выявлением в действиях администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в неправомерном наделении муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение» (далее - учреждение) функциями органа власти (местного самоуправления) Бурятское УФАС России выдало предупреждение Администрации МО «г. Северобайкальск» о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения путем исключения совмещения МАУК «КДО» функций органа власти (местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта любым доступным способом (внесение изменений в устав и постановление администрации МО «город Северобайкальск» от 24.07.2024 № 780) в срок до 14.02.2025. В связи с неисполнением указанного предупреждения в срок приказом Бурятского УФАС России N 10/25 от 25.02.2025 возбуждено дело № 003/01/15-115/2025. К рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена администрация МО «город Северобайкальск», в качестве заинтересованного лица привлечено МАУК "Культурно-досуговое объединение". При рассмотрении дела № 003/01/15-115/2025 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства. МАУК "Культурно-досуговое объединение" создано на основании постановления администрации МО «город Северобайкальск» от 09.11.2011 № 1381. Администрация постановлением № 945 от 19.08.2019 утвердила устав МАУК "Культурно-досуговое объединение" (далее - Устав). Учредителем учреждения является муниципальное образование город Северобайкальск (пункт 1.2 Устава). Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Республики Бурятия, муниципального образования «город Северобайкальск», а также Уставом (п. 1.8 Устава). Основными целями деятельности учреждения являются: 1) обеспечение благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей города Северобайкальск, приобщение к социально-культурной активности (творчеству, самообразованию, любительскому и профессиональному искусству и др.); 2) развитие и поддержка современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения. Основной деятельностью учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Задачами учреждения являются: - удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально- культурной активности населения; -создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей муниципального образования; - предоставления услуг социально- культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; - поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел; - развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения (пункт 2.2. устава). Для достижения установленных настоящим уставом целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности: - создание и организация работы народных коллективов, любительских объединений, коллективов, кружков, студий, клубов по интересам и других клубных формирований; - проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий, праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, спектаклей, игровых развлекательных программ и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; - проведение спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и выставочных мероприятий, в т.ч. с учетом деятельности профессиональных коллективов, исполнителей, авторов; - оказание консультативной, методической организационно- творческой помощи в подготовке и проведении культурно- досуговых мероприятий организациям города; - изучение, обобщение и распространение опыта культурно- массовой, культурно- воспитательной, культурно-зрелищной работы учреждения и других культурно- досуговых учреждений; - показ кинофильмов или видеороликов в кинотеатрах, на открытых площадках или прочих местах, предназначенных для просмотра фильмов (пункт 2.3 устава). Учреждение вправе заниматься иной, не запрещенной действующим законодательством приносящей доход деятельностью, необходимой для достижения уставных целей и соответствующей этим целям, привлекать для осуществления своих функций на договорной основе юридических и физических лиц, приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов. Постановлением администрации МО «город Северобайкальск» от 24.07.2024 № 780 в устав муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение», утвержденного постановлением администрации МО «город Северобайкальск» от 19.08.2019 № 945, внесены изменения. Так, абзац 1 пункта 2.1 устава, устанавливающий цели деятельности учреждения, изложен в редакции, согласно которой одной из целью деятельности учреждения является обеспечение благоприятных условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города Северобайкальск, приобщение к социально - культурной активности (творчеству, самообразованию, любительскому и профессиональному искусству и др.). Также задачи учреждения, изложенные в пункте 2.2 устава, дополнены абзацем: организация обустройства мест массового отдыха населения на территории муниципального образования «город Северобайкальск». Комиссия по рассмотрению дела № 003/01/15-115/2025, проанализировав материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, отмечает следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Таким образом, автономное учреждение может быть создано исключительно в сферах, прямо установленных федеральным законодательством: наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и иные сферы, в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Закона об автономных учреждениях). В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Следовательно, любая деятельность автономного учреждения, в том числе не основная должна соответствовать цели его создания в конкретной сфере. Поэтому, прежде всего, необходимо установить соответствие осуществляемого учреждением неосновного вида деятельности Закону об автономных учреждениях, а не уставу и поставленным в нем целям и задачам. Настоящее дело возбуждено по результатам невыполнения администрацией г. Северобайкальска в установленный срок требований предупреждения о необходимости устранения признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в неправомерном наделении муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговое объединение» (далее - учреждение) функциями органа власти (местного самоуправления) в области обеспечения благоприятных условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения. Часть 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях предусматривает создание автономных учреждений в целях выполнения работ или оказания услуг. Возможность создания автономного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий (функций) органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции. Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов. Согласно пункту 17 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры. Согласно пункту 20 части 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. При рассмотрении дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия). Временной интервал исследования товарного рынка определен с момента утверждения устава 19.08.2019, так как на тот момент не соблюдался запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции), по 07.07.2025 (дата подготовки аналитического отчета). Продуктовыми границами рынка являются: «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки» (ОКВЭД 93.29.9) и «Производство прочих отделочных и завершающих работ» (ОКВЭД 43.39). Географическими границами товарного рынка приняты административно - территориальные границы города Северобайкальск. Таким образом, создание условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения в соответствии с пунктами 17, 20 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относятся к полномочиям (функциям) органа местного самоуправления. МАУК "Культурно-досуговое объединение" согласно пункту 2.1 Устава (в ред. от 24.07.2024 № 780) создано в том числе для обеспечения благоприятных условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города Северобайкальск, приобщение к социально - культурной активности (творчеству, самообразованию, любительскому и профессиональному искусству и др.). Для достижения цели уставом (в ред. от 24.07.2024 № 780) на учреждение возложено решение в том числе следующих задач: организация обустройства мест массового отдыха населения на территории муниципального образования «город Северобайкальск». Пунктом 2.4 Устава МАУК "Культурно-досуговое объединение" к видам предпринимательской деятельности учреждения отнесены: организация и проведение вечеров отдыха, танцевальных и других вечеров, праздников, литературно-музыкальных гостиных, балов, дискотек, концертов, спектаклей, аттракционов и других культурно-досуговых мероприятий, в т.ч. по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан; организация и предоставление народных коллективов, оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для семейных и гражданских праздников и торжеств; оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий; предоставление услуг по прокату сценических костюмов, культурного и досугового инвентаря, звукоусилительной и осветительной аппаратуры и другого профильного оборудования, изготовление сценических костюмов, обуви, реквизита; предоставление игровых комнат для детей; организация и проведение ярмарок, лотерей, аукционов, выставок-продаж; предоставление помещений в аренду по согласованию с Учредителем; предоставление гражданам дополнительных платных досуговых и сервисных услуг; показ кинофильмов или видеороликов в кинотеатрах, на открытых площадках или прочих местах, предназначенных для просмотра фильмов. Таким образом, согласно Уставу (в ред. от 24.07.2024 № 780) МАУК "Культурно-досуговое объединение" наделено правом ведения предпринимательской деятельности, а, кроме того, на него фактически возложены (задачи, указанные в пунктах 2.1, 2.2 устава) организация культурного досуга, массового отдыха жителей города, организация обустройства мест массового отдыха населения. В связи с этим установлено, что МАУК "Культурно-досуговое объединение", являющееся хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в объеме, закрепленном пунктом 2.4 устава, осуществляет в силу устава (в ред. от 24.07.2024 № 780) функции (полномочия), предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанные с созданием условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города и организацией обустройства мест массового отдыха населения. Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, в действиях Администрации г. Северобайкальска установлено нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в неправомерном наделении администрацией МО «город Северобайкальск» МАУК «КДО» функциями органа власти (местного самоуправления) (создание условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города, организация обустройства мест массового отдыха населения). Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России РЕШИЛА: 1. Признать Администрацию МО «г. Северобайкальск» нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в неправомерном наделении администрацией МО «город Северобайкальск» МАУК «КДО» функциями органа власти (местного самоуправления) (создание условий для организации культурного досуга и массового отдыха жителей города, организация обустройства мест массового отдыха населения). 2. Выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. 3. Передать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/buryatskoe-ufas-rossii/c06ea24b-119f-4765-8b70-04b4a10d0268/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 24318/25 о включении в реестр недобро... от 4 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №24318/25 Обращение о включении сведений в РНУА Решение Решение №ИС/3665/25 принято решение об отказе во включении в РНП от 4 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-507/2025 обращение о включении в РНП Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н см текст от 4 августа 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/104-657/2025 РНП-29-98 Решение Решение №31280/25 б/а от 4 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9039/2025 ООО «Интегрос» на АО «СО ЕЭС» |