База решений ФАС
Решение б/н б/а от 7 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9550/2025 ООО «ТД «Политон-Тех» на АО «СО ЕЭС» из базы решений ФАС (№1868878) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9550/2025 ООО «ТД «Политон-Тех» на АО «СО ЕЭС» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9550/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.08.2025 г.
Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...» рассмотрев жалобу ООО «ТД «Политон-Тех» (далее Заявитель) на действия АО «СО ЕЭС» (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку расходных материалов для оргтехники для нужд Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Урала (реестровый № 32515035292) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. При этом в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята На вопрос Комиссии Заявитель пояснил, что отказывается от рассмотрения жалобы по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции и в качестве способа защиты права выбирает рассмотрение своей жалобы по правилам статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть
обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка
размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия
(бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с положениями Закупочной документации. Заказчик с доводами жалобы не согласился и на заседание Комиссии представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это
предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения
этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС), а также электронной торговой площадки (адрес в сети «Интернет»: http://www.rts-tender.ru) 14.07.2025 размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора: 1 271 382, 60 рублей без учета НДС. Дата начала подачи заявок: 14.07.2025. Дата и время окончания подачи заявок: 31.07.2025 г. 09:00 (по местному времени организатора закупки). Дата подведения итогов: 14.08.2025.
В соответствии с доводами жалобы Заявитель выражает несогласие
Заявитель полагает, что указанное требование Заказчика, установленное
Кроме того, Заявитель оспаривает не установление Заказчиком Заказчик в обоснование заявленной правовой позиции пояснил, что Закупка расходных материалов осуществляется для имеющегося у Заказчика оборудования: МФУ Sindoh С300, Катюша М247е и Hewlett Packard, техническая документация которых не предусматривает использование не оригинальных расходных материалов, в связи с чем использование последних приведет к невозможности гарантийного обслуживания указанного оборудования Заказчика.
Заказчик также указал, что ограничение поставки товаров из иностранных государств, предусмотренное Постановлением № 1875 в данном случае В свою очередь, Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пункту 2 Извещения предметом закупки является право заключения договора поставки расходных материалов для оргтехники для нужд Филиала Пунктом 4.2.5 Извещения установлено, что на этапе подачи аукционной заявки допускается предложение по поставке картриджей специальных серий:
«Контрактные картриджи HP LaserJet», имеющих дополнительно в артикуле суффикс *С, а также картриджей, с суффиксами X или Y, а не A, как указано «Корпоративные картриджи HP LaserJet» (в рамках Программы HP MPS Solutions), имеющих дополнительно в артикуле суффикс *H.
Требование предъявляется с целью исключения поломок оргтехники В соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к Техническим требованиям) поставке подлежит следующий товар:
Поставка эквивалентного товара не допускается в связи с несовместимостью расходных материалов, на которых размещаются другие товарные знаки, Комиссией установлено, что у заказчика имеется следующее оборудование: 1) МФУ Sindoh С300. 2) Катюша М247е. 3) Hewlett Packard.
При этом Комиссия отмечает, что согласно сертификату C300EW03
Руководством пользователя МФУ Катюша серии М247е установлено, В руководстве пользователя Hewlett Packard также указано на необходимость убедиться в использовании оригинальных картриджей НР (стр. 166 Руководства).
Таким образом, Комиссия отмечает, что Заказчиком подтверждена потребность в закупке указанных оригинальных картриджей в связи с тем, что в рамках спорной Закупки удовлетворяется
потребность Заказчика в запасных частях и расходных материалах к оборудованию (оргтехника), используемому заказчиком,
Комиссия также отмечает, что Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения от 30.04.2025 № RT-000292 ООО «РЭЙВЕН-АЙТИ»,
Таким образом, вопреки доводам Заявителя, на рынке присутствует, Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены
Комиссия также отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона
Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым
товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их
потребностям,
При проведении оспариваемого запроса котировок Заказчик действует
Вместе с тем фактически Заявитель спорит в данном контексте Антимонопольный орган также отмечает, что в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 указано, что Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В свою очередь, невозможность Заявителя поставить товар, необходимый Заказчику, не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников
Закупки, в то время как довод Заявителя
Таким образом, Заказчик формирует закупочную процедуру в соответствии
Следовательно, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке и не
приводят к нарушению антимонопольных запретов,
В материалы дела Заявителем также не представлено доказательств,
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии
Относительно довода Заявителя о не установлении Заказчиком
В соответствии с подпунктом 8.3 пункта 8 части 9 статьи 4 Закона о закупках
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
в) преимущество в отношении товаров российского происхождения 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части. Во исполнение указанных положений Закона о закупках принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875. Согласно Постановлению № 1875 при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках установлены:
запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг,
соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного
заказа ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг),
а также минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения по перечню
согласно приложению № 3 при осуществлении с учетом положений подпункта «л» пункта 4 данного постановления закупок в соответствии
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является поставка расходных материалов для оргтехники, код товара по ОКПД2
Вместе с тем в соответствии с пунктом 24 Извещения запрет или ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых
услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том
числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, Комиссия отмечает, что довод Заказчика о неприменении меры национального режима в виде ограничения поставки товаров из иностранных государств в силу положений подпунктов л) и м) пункта 4 Постановления № 1875 как субъектом естественных монополий, учитывая, что Закупка не осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в сфере использования атомной энергии или для реализации проекта технологического суверенитета, подлежит отклонению, как необоснованный, поскольку указанный вывод Заказчика является его субъективным мнением, основанным на неверном толковании положений подпунктов л) и м) пункта 4 Постановления № 1875.
При этом Комиссия принимает во внимание разъяснения, содержащиеся хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций ОПК; хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий;
хозяйственных обществ, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения, очистки сточных вод, обращения
Применение «защитных» мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, может быть представлено
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что в соответствии
а) товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости
б) товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам
Таким образом, поскольку Комиссией установлено, что товар определенного товарного знака,
закупаемый в рамках спорной закупки в целях необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком,
является расходным материалом, используемым для обеспечения работы оборудования Заказчика, принимая во внимание положения подпунктов а) и б) пункта
6 Постановления №1875, Комиссия приходит к выводу о том,
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТД «Политон-Тех» (ИНН: 9705215629,
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/70de83c1-6da5-4ebf-86c6-21b55ed41472/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Решение о возврате жалобы № 066/01/18.1-2222/2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/18.1-2222/2025 066/01/18.1-2222/2025 Решение Решение б/н не вкл от 7 августа 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/104-670/2025 укл Решение Решение №5790/25 Решение РНП № 25-253/04-2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации КГОБУ «Шкотовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» ИНН: 2503020871 ООО «Энерго-Ресурс» ИНН: 2723139907 Решение Решение №АБ/3575/25 Решение по делу №012/06/105-513/2025 от 7 августа 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/105-513/2025 жалоба ООО «Актимед плюс» на положения извещения закупки на ... Организации ГБУ РМЭ "Республиканский клинический онкологический диспансер" ИНН: 1215039909 ООО "Актимед Плюс" ИНН: 7802483556 Решение Решение б/н б/а от 7 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9368/2025 ... на ГАУ ЦТО |