Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №РНП-72-136/25 односторонний отказ от исполнения контракта от 6 августа 2025 г. Дело №072/10/104-136/2025 односторонний отказ от исполнения контракта из базы решений ФАС (№1868935) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/10/104-136/2025 односторонний отказ от исполнения контракта
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ № РНП-72-136/25

06 августа 2025 года                                                                                                                      г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее  Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции TrueConf обращение заказчика в лице Администрации Андреевского сельского поселения о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «М» и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по обустройству детской площадки в п. Андреевский (реестровый номер закупки 0867300000925000087),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее  Тюменское УФАС России) поступило обращение Администрации Андреевского сельского поселения о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «М» в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по обустройству детской площадки в п. Андреевский.

Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее по тексту - Правила).

Подпунктом «а» пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Рассмотрение дела было назначено на 04.08.2025, 17:00 (по тюменскому времени). В связи с поступлением ходатайства ООО «М» об отложении заседания Комиссии в связи с необходимостью подготовки письменной позиции по делу, уведомлением Тюменского УФАС России исх.№ -/4891/25 от 04.08.2025 рассмотрение дела отложено на новую дату: 06.08.2025, 16:30 (по тюменскому времени).

ООО «М» будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, письменные возражения и документы, обосновывающие позицию по делу представило, просит не включать сведения в РНП.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.

03.06.2025 между Администрацией Андреевского сельского поселения и ООО «М» заключен муниципальный контракт № 19/25 на выполнение работ по обустройству детской площадки в п. Андреевский (реестровый номер контракта 3722401148125000001).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является - выполнение работ по обустройству детской площадки в п. Андреевский. Муниципальный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнение работ, которое включает в себя поставку и установку игрового оборудования согласно техническому заданию, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение № 1 к контракту), а муниципальный заказчик обязуется, в свою очередь, принять и оплатить за выполненные работы, которые включают в себя поставку и установку игрового оборудования в соответствии с условиями контракта.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что наименование, количество, комплектация (характеристики), а также объем и перечень работ указаны в техническом задании (приложение №1 к контракту).

Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что выполнение работ, которое включает в себя обустройство детской площадки в п. Андреевский по ул. Молодежная, указанные в разделе 3 контракта.

Пунктом 1.5 контракта предусмотрено место выполнения работ: земельный участок с кадастровым номером 72:17:0401002:1016, адрес (местоположение): Тюменская область, Тюменский район, п. Андреевский, ул. Молодежная, принадлежащий муниципальному заказчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.07.2020 года сделана запись регистрации № 72:17:040102:1016-72/041/2020-1.

Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ: со дня подписания контракта 45 календарных дней.

Пунктом 3.2 контракта предусмотрено место выполнения работ: земельный участок с кадастровым номером 72:17:0401002:1016, адрес (местоположение): Тюменская область, Тюменский район, п. Андреевский, ул. Молодежная, принадлежащий Муниципальному заказчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.07.2020 года сделана запись регистрации № 72:17:040102:1016-72/041/2020-1.

Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что дата окончания выполнения работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения подрядчиком сроков выполнения работ.

Пунктом 3.4 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ включается срок на подготовку и направление муниципальному заказчику подписанного подрядчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.

Пунктом 6.2.1 контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в порядке, объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложением к нему.

Пунктом 6.2.3 контракта предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить качество выполненных работ в полном соответствии с условиями контракта и приложением к нему. Оформлять акты на скрытие работы и предоставлять их муниципальному заказчику.

Пунктом 6.2.4 контракта предусмотрена обязанность подрядчика в письменной форме извещать муниципального заказчика о возникновении независящих от подрядчика обстоятельств, влекущих невозможность выполнения работ в сроки, установленные контрактом.

Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу и считается заключенным в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ и действует до 31.12.2025, а в части исполнения принятых по контракту обязательств - до полного их выполнения сторонами.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Техническим заданием (приложение № 1 к контракту) предусмотрено следующее:

№ п/п

Наименование показателя

Значение, требуемое для использования муниципального контракта

1

Наименование выполняемых работ

Выполнение работ по обустройству детской площадки в п. Андреевский

2

Место выполнения работ

Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0401002:1016, адрес (местоположение): Тюменская область, Тюменский район,

п. Андреевский, ул. Молодежная

3

Сроки выполнения работ

Выполнение работ осуществляется Подрядчиком со дня подписания Контракта в течение 45 календарных дней

4

Описание объекта закупки

Выполнение работ, которое включает в себя поставку и установку оборудования игровой площадки п. Андреевский, ул. Молодежная

Выполнение работ должно соответствовать требованиям технического задания, муниципального контракта и приложениям к ним, требованиям действующего законодательства Российской Федерации:

- СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий»;

- ГОСТ Р 52168-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования»;

- ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»;

- ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования»;

- ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний каруселей. Общие требования»;

- ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования».

Игровое оборудование должно иметь сертификаты соответствия и паспорта качества изделий, подтверждающие соответствие качества поставляемого игрового оборудования.

Поставляемое игровое оборудование и его элементы должны быть новыми, ранее не используемыми.

Игровое оборудование должно быть безопасным для жизни и здоровья людей, а именно:

- на детских сооружениях должна быть предусмотрена подстраховка, чтобы взрослые имели доступ для помощи детям, находящимся внутри.

- выступающие гайки и края болтов должны прикрываться защитными декоративными колпачками, размеры отверстий, решеток, сеток и других материалов не должны представлять опасности для застревания пальцев рук, ног, головы ребенка.

- на детских сооружениях не должно быть острых углов, все углы должны быть закруглены, швы тщательно обработаны.

Элементы поставляемого игрового оборудования должно быть изготовлено с учётом круглогодичной эксплуатации. Металлические элементы должны быть прогрунтованы, окрашены методом порошковой окраски с добавлением защиты от воздействия ультрафиолетового излучения.

Все элементы (сегменты) поставляемого игрового оборудования для обеспечения устойчивости и безопасности при эксплуатации должны быть установлены (смонтированы) и прочно закреплены.

Поставляемое игровое оборудование должно соответствовать изображению игрового оборудования, указанному в приложение № 1 к техническому заданию. Цветовая гамма поставляемого оборудования должна быть согласно Приложения №1 к техническому заданию. Качество установки (монтажа) игрового оборудования должно определяться по следующим признакам:

- функциональные признаки  соответствие результата своему основному назначению;

- конструктивные признаки  прочность, долговечность, надежность, безопасность и другие;

- эстетические признаки  тщательность и аккуратность.

Качество установки (монтажа) игрового оборудования требует:

- выполнения технических условий производства работ;

- соблюдения необходимой технической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ;

- организации контроля качества за ходом проведения установки.

При установке (монтаже) игрового оборудования Подрядчик обязан руководствоваться «Правилами благоустройства территории Андреевского СП». Игровое оборудование должно отгружаться в упаковке, которая должна предохранять игровое оборудование от всякого рода повреждений, утраты товарного вида с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения

Подрядчик обязан:

- выполнить работы, включающие установку МАФов надлежащего качества, в количестве, ассортименте и комплектности в соответствии с условиями технического задания, муниципального контракта и приложений к ним.

- поставить Муниципальному заказчику игровое оборудование полностью свободный от прав третьих лиц, не состоящий в споре и под арестом, не являющийся предметом залога.

- осуществить поставку до места доставки и установки (монтажа) игрового оборудования, все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, собственными техническими средствами и за свой счет.

- после завершения установки (монтажа) игрового оборудования привести место доставки и установки (монтажа) игрового оборудования в надлежащее состояние с соблюдением требований действующего законодательства РФ, муниципальных правовых актов Андреевского СП.

Подрядчик выполняет работы, которые включают в себя поставку и установку игрового оборудования Муниципальному заказчику за счет собственных средств. Разгрузка игрового оборудования осуществляется по месту доставки. Все виды погрузочно-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Подрядчиком собственными техническими средствами и за свой счет.

Количество и характеристика выполняемых работ, которые включают в себя поставку и установку игрового оборудования должны соответствовать Приложению № 1 к техническому заданию.

Количество выполняемых работ, которые включают в себя поставку и установку игрового оборудования указано в Приложениях №1 к техническому заданию.

5

Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий выполняемых работ, оказываемых услуг

Подрядчик гарантирует выполнение работ, которое включает в себя поставку и установку оборудования игровой площадки, в соответствии с условиями, установленными разделом 5 Контракта.

Гарантийный срок выполнения работ и установленных МАФов составляет 1 (Один) год. Подрядчик гарантирует соответствие качества выполненных работы, которые включают в себя поставку и установку оборудования игровой площадки в течение всего гарантийного срока. Гарантия качества на выполнение работ, которые включают в себя поставку и установку оборудования игровой площадки распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия). Гарантия качества работ (монтаж, установка) составляет 1 год.

Гарантийный срок на выполнение работ составляет 1 год с момента подписания Заказчиком документа о приемке.

Гарантии качества распространяются на все работы, оказанные Подрядчиком по контракту. Подрядчик гарантирует выполнение работ в соответствии с технической документацией и действующими нормами Российской Федерации, соответствие качества применяемых им для выполнения работ материалов действующим нормам и правилам. Если в гарантийный период обнаружатся дефекты (возникшие по вине Подрядчика), то Подрядчик обязан их устранить за свой счет, и в установленные Заказчиком сроки.

В случае если производителями или поставщиками материалов установлены гарантийные сроки, большие по сравнению с гарантийным сроком на выполнение работ, к соответствующим материалам применяются гарантийные сроки, предусмотренные производителями, поставщиками материалов. Подрядчик обязуется передать заказчику все документы, подтверждающие гарантийные обязательства поставщиков или производителей.

Подрядчику необходимо было выполнить поставку и установку качели «Гнездо» в количестве одной единицы, поставку и установку детского игрового комплекса в количестве одной единицы, поставку и установку детского игрового комплекса «Песчаный дворик» в количестве одной единицы, поставку и установку качели «Балансир» в количестве одной единицы, поставку и установку лавочки в количестве двух единиц, поставку и установку урны в количестве двух единиц, поставку и установку информационного щита с заполнением в количестве одной единицы.

Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также  ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры одностороннего расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.

Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что подтверждается информацией с официального сайта ЕИС в сфере закупок:

Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Письмом ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Поскольку датой надлежащего уведомления ООО «М» об одностороннем отказе от исполнения контракта является 18.07.2025, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 29.07.2025.

Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, что ООО «М», подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.

Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).

По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.

При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:

Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта;

Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;

В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;

В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнять обязательства по контракту.

Комиссия Тюменского УФАС России принимает во внимание, что срок исполнения подрядчиком обязательств в соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта составлял 45 календарных дней, то есть до 18.07.2025. По состоянию на 18.07.2025 подрядчик не приступил к исполнению обязательств по муниципальному контракту. Какие-либо извещения о возникновении обстоятельств, создающих невозможность выполнения работ в сроки, установленные контрактом от подрядчика в адрес заказчика не поступало.

Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Для заказчика на момент истечения срока исполнения подрядчиком обязательств по контракту стало очевидным, что работы по контракту в любом случае не будут выполнены в полном объеме, что указывает на наличие у заказчика достаточных правовых оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в ненадлежащем исполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.

Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью выполненными работами (оказанными услугами) по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, надлежащим образом. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ (оказанных услуг) в полном объеме по муниципальному контракту.

Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо исх.№ 88 от 25.07.2025 согласно которому, из-за неправомерных и попустительских действий со стороны ПАО «ВТБ» ООО «М» не представлялось возможным профинансировать подрядные работы, а также произвести закупку МАФ у завода-изготовителя, возникли обстоятельства неопределимой силы, на которые ООО «Макклин» не могло повлиять. Предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Заказчиком направлено письмо исх.№ 403 от 26.06.2025 в адрес подрядчика с просьбой предоставить информацию о ходе выполнения работ по муниципальному контракту № 19/25 от 03.06.2025 в срок до 30.06.2025.

18.07.2025 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Торгово-промышленной палатой РФ разработано Положение о порядке свидетельствована обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к Постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Обстоятельства непреодолимой силы, которые объективно не позволили подрядчику (исполнителю) исполнить обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что у заказчика отсутствовали достаточные правовые основания для расторжения контракта по соглашению сторон, поскольку в разделе исполнение контракта по реестровому номеру контракта официального сайта ЕИС в сфере закупок отсутствует информация о сумме исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств по контракту.

Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик со своей стороны предоставлял подрядчику (исполнителю) дополнительную возможность исполнить обязательства по контракту, осуществлял соответствующую переписку, выходил на связь с подрядчиком (исполнителем), однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели.

Заказчик со своей стороны предоставлял подрядчику (исполнителю) более чем достаточное количество времени для исполнения своих обязательств по контракту, однако даже несмотря на имевшую место просрочку исполнения обязательств со стороны подрядчика (исполнителя), в полном объёме надлежащим образом условия муниципального контракта не были исполнены подрядчиком (исполнителем).

По мнению Комиссии Тюменского УФАС России, подрядчиком (исполнителем) в лице ООО «М» не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств по муниципальному контракту, а также было допущено существенное нарушение условий муниципального контракта.

Относительно довода ООО «М» о том, что именно по вине технической службы ВТБ банка, подрядчик не смог получить финансирование на выполнение работ по муниципальному контракту, в связи с чем произошла просрочка исполнения обязательства со стороны подрядчика, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает следующее.

Правоотношения в рамках муниципального контракта характеризуются договорным характером, который подразумевает наличие взаимных прав и обязанностей как со стороны заказчика, так и подрядчика (исполнителя). Вместе с тем, субподрядчики, а равно кредитные организации, которые предоставляют заемные денежные средства стороной рассматриваемого муниципального контракта не являются.

В этой связи, взаимоотношения ООО «М» с кредитными организациями ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», а равно с субподрядчиком в лице завода-изготовителя ООО «ПО » имеют гражданско-правовой характер и абсолютно никак не связаны с заключенным муниципальным контрактом № 19/25 от 03.06.2025. Взаимоотношения подрядчика ООО «М» с кредитными организация и субподрядчиками осуществляются в рамках обычной хозяйственной коммерческой деятельности организации.

При этом, ООО «М» как субъект коммерческой (предпринимательской) деятельности должен не только прогнозировать возникновение возможных предпринимательских (коммерческих) рисков которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по муниципальному контракту, но и обязан учитывать такие риски в ходе осуществления своей деятельности. Отсутствие факта предоставления кредитной организацией финансирования подрядчику не является уважительной причиной для неисполнения обязательств по муниципальному контракту, равно как не является основанием для освобождения подрядчика от исполнения обязательств по муниципальному контракту, поскольку создается ситуация, при которой достижение заданных результатов обеспечения муниципальных нужд не представляется возможным (статья 12 Закона о контрактной системе), что противоречит общим началам и смыслу законодательства о контрактной системе. Отсутствие факта предоставления кредитной организацией в адрес подрядчика финансирования не является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, условия контракта не исполнены в полном объёме надлежащим образом, подписанный сторонами по контракту акт приемки подтверждающий приемку результата выполненных работ (оказанных услуг) в полном объеме в материалы рассматриваемого дела не представлен), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, доказательства того, что заказчик препятствовал подрядчику (исполнителю) надлежащим образом исполнить обязательства по контракту не представлены, обстоятельства непреодолимой силы не установлены, процедура расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком соблюдена, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО «М».

Упоминаемые Обществом ссылки на судебную и административную практику по мнению Комиссии Тюменского УФАС России являются несостоятельными, поскольку судебная, административная практика и разъясняющие письма федеральных органов исполнительной власти не являются источником права в Российской Федерации, содержат казуальное толкование, указанные правоприменительные и информационные акты вынесены в рамках иных процедур закупок, с участием иных лиц, а следовательно, не имеют преюдициального или прецедентного характера, и не являются общеобязательными государственными предписаниями постоянного или временного характера которые распространяются на неопределенный круг лиц, что прямо указывает на то, что дела не являются идентичными. Указанные правовые акты не обладают свойством нормативности, поскольку являются индивидуальными, ненормативными правовыми актами, принятыми с участием конкретных лиц в которых анализируются конкретные обстоятельства дел. Также стоит отметить, что судебная и ведомственная (административная) практика не обладает свойствами доказательства по делу. При этом, Комиссия Тюменского УФАС России дает самостоятельную (независимую) оценку конкретным обстоятельствам дела, и абсолютно никак не связана решениями иных правоприменительных органов, в том числе, принятых по ранее рассмотренным делам.

Успешный опыт исполнения ранее заключенных Обществом контрактов не относится к обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку Комиссия Тюменского УФАС России дает правовую оценку конкретным обстоятельствам дела в рамках конкретной закупки, а не в рамках ранее заключенных и исполненных Обществом контрактов. То обстоятельство, что ООО «М» имеет успешный опыт исполнения ранее заключенных контрактов, подразумевает повышенный стандарт ответственности такого исполнителя при заключении новых контрактов. Однако, как уже было указано выше, ООО «М» не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств по рассматриваемому муниципальному контракту.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Сведения в отношении ООО «М» (ИНН , адрес: ), директора и единственного учредителя Общества: М (ИНН ) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «М» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Председатель комиссии:

Члены комиссии:


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/tyumenskoe-ufas-rossii/c82d371d-6633-47f0-96ec-a4d1a63c2a1a/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №РНП-72-141/25 односторонний отказ от исполнения контракта от 7 августа 2025 г.
Управление: Тюменское УФАС России
Дело : Дело №072/10/104-141/2025 односторонний отказ от исполнения контракта
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение №ВФ/3048/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/10/5-583/2025 от 7 августа 2025 г.
Управление: Амурское УФАС России


Решение
Решение №ТМ/7629/25 РЕШЕНИЕ по жалобе № 042/07/3 - 1242/2025 от 7 августа 2025 г.
Управление: Кемеровское УФАС России
Дело : Дело №042/07/3-1242/2025 Жалоба №8440-эп
Сфера деятельности: Контроль закупок
Организации

МКП "Теплосеть" КГО
ИНН: 4222016778
ООО "ЭТП ГПБ"
ИНН: 7724514910
ООО "ГНБ-Спецстрой"
ИНН: 7730318310


Решение
Решение №ТМ/7623/25 решение по делу № 042/05/28-1024/2025 от 7 августа 2025 г.
Управление: Кемеровское УФАС России
Дело : Дело №042/05/28-1024/2025 Определение


Решение
Решение №ВФ/3043/25 РЕШЕНИЕ по делу № РНУ-28-05/2025 от 7 августа 2025 г.
Управление: Амурское УФАС России





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru