База решений ФАС
Решение №СМ/5192/25 по делу № 036/07/3-942/2025 от 6 августа 2025 г. Дело №036/07/3-943/2025 Жалоба №5923-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1868957) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Воронежское УФАС России Дело : Дело №036/07/3-943/2025 Жалоба №5923-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Р Е Ш Е Н И Е по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «РОНГ» на действия закупочной комиссии публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» в лице филиала ВАСО при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме (дело № 036/07/3-942/2025)
06.08.2025 г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 01.08.2025. В полном объеме решение изготовлено 06.08.2025.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на нарушение процедуры торгов (далее Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, вр.и.о. руководителя управления; Артамонов Д.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела Субботин С.Г. член Комиссии, ведущий специалист-эксперт, в присутствии представителя филиала публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» - ВАСО - <...> (доверенность от <...>), представителя общества с ограниченной ответственностью «РОНГ» <...> (доверенность <...>), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках),
У С Т А Н О В И Л А:
29.07.2025 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) поступила жалоба общества с общества с ограниченной ответственностью «РОНГ» (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» в лице филиала ВАСО (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку жидкости гидравлической MOBIL HYJET IV-A PLUS (извещение в ЕИС № 32515002722) (далее Закупка). Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с решением закупочной комиссии Заказчика о проведении переторжки по результатам рассмотрения поданных заявок и ценовых предложений, поскольку возможность проведения переторжки не предусмотрена Закупочной документацией. Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений, путём отмены протокола о рассмотрении заявок и проведении переторжки. Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. С учётом того факта, что Заявитель является участником Закупки и обжалует результаты рассмотрения заявок, Заявитель имел право на подачу рассматриваемой жалобы. Жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, и принята к рассмотрению. Рассмотрение вышеуказанной жалобы было назначено на 10 часов 30 минут (по московскому времени) 01.08.2025 года. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично, путём размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Управления. Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной. В результате рассмотрения жалобы и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (утверждено Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. N 2)) (далее Положение о закупке). Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком конкурентной закупки в форме запроса котировок в электронной форме. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке ООО «АСТ ГОЗ» было размещено извещение о проведении Закупки (далее Извещение). Извещением установлены следующие даты проведения этапов Закупки: - дата начала подачи заявок 02.07.2025; - дата окончания срока подачи заявок 10.07.2025 в 10 часов 00 минут (по московскому времени); - дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки) 15.07.2025 Предметом закупки является поставка жидкости гидравлической Mobil HyJet IV-A plus. Начальная (максимальная) суммарная величина цен единиц продукции: составляет: 90,00 (девяносто долларов США 00 центов) с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства, при этом максимальное значение цены договора составляет 490 000,00 USD (четыреста девяносто тысяч долларов США 00 центов), с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства. Согласно протоколу № 97ззк от 17.07.2025, на участие в Закупке подано 2 заявки: - № 45170, с ценой предложения 85, 00 долларов США; - № 33233 (заявка Заявителя), с ценой предложения 83, 40 долларов США. Также в соответствии с указанным протоколом Закупочной комиссией было принято решение о проведении переторжки. Протоколом № 97ззк/2 от 17.07.2025 проведение переторжки назначено на 22.07.2025. Согласно протоколу № 97ззк/3 от 22.07.2025, по результатам переторжки, участником № 45170 предложена цена в размере 82,95 долларов США. Заявитель участие в переторжке не принимал. Не согласившись с решением Заказчика о проведении переторжки, Заявитель обратился с рассматриваемой жалобой в Управление. По результатам рассмотрения жалобы Комиссия приходит к следующим выводам. Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 15.1) размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке; 15.2) размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения; 16) иные сведения, определенные положением о закупке. Пунктом 4.13.1 Извещения установлено, что Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении переторжки при выполнении в совокупности следующих условий: 1) по результатам рассмотрения заявок до дальнейшего участия в процедуре закупки допущено не менее 2 (двух) участников закупки; 2) отклонение средней цены заявок участников закупки от размера НМЦ, установленной в извещении и п. 10 информационной карты, составляет менее 15% (пятнадцати процентов) от данной НМЦ; 3) возможность проведения переторжки предусмотрена п. 28 Информационной карты. Комиссия отмечает, что исходя из содержания данного пункта, проведение переторжки возможно только при одновременном соблюдении всех указанных условий, в том числе и п. 28 Информационной карты. Вместе с тем, согласно п. 28 Информационной карты переторжка не проводится. Согласно пояснениям представителя Заказчика и предоставленным ранее письменным возражениям, указание в п. 28 Информационной карты на непроведение преторжки является технической ошибкой. Решение о проведении переторжки, в свою очередь, было принято на основании п. 8.5.3. Положения о закупке. Помимо этого, представитель Заказчика обратил внимание на то, что Заявитель не обращался к Заказчику за разъяснением положений извещения. Оценивая возражения Заказчика, Комиссия Управления пришла к следующим выводам. Извещение о проведении закупки является документом, регламентирующим проведение конкретной закупки. С момента размещения извещения оно становится обязательным как для участников закупки, так и для заказчика. В связи с этим заказчик, при составлении извещения должен проявлять соответствующую осмотрительность. В связи с этим довод о наличии технической ошибки является несостоятельным. Относительно возможности обращения Заявителя за разъяснениями, Комиссия Управления обращает внимание что пункт 4.13.1 Извещения и п. 28 Информационной карты читаются во взаимосвязи, в связи с чем не противоречат друг другу. Поэтому у Заявителя не могло возникнуть сомнений относительно возможности проведения переторжки. Помимо этого, Заявитель, в силу закона, не обязан был обращаться к Заказчику за разъяснениями положений извещения. В части довода о применении Заказчиком п. 8.5.3. Положения о закупке при принятии решения о проведении переторжки, Комиссия Управления обращает внимание на тот факт, что Положение о закупке устанавливает общие основания для проведения переторжки. При этом, в рассматриваемом случае, Извещением отдельно регулировался вопрос возможности проведения переторжки. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. С учётом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о принятии Закупочной комиссией решения о переторжки, в нарушение положений п 4.13.1 Извещения и п. 28 Информационной карты, что в свою очередь является нарушением ч. 6 ст. 3 Закона о закупках. С учётом того, что, в рассматриваемом случае, прямо нарушаются права и законные интересы Заявителя, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки. На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «РОНГ» на действия закупочной комиссии заказчика публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» в лице филиала ВАСО при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку жидкости гидравлической MOBIL HYJET IV-A PLUS (извещение в ЕИС № 32515002722) обоснованной. 2. Признать в действиях закупочной комиссии публичного акционерного общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» в лице филиала ВАСО нарушение требований ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать публичному акционерному обществу «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» в лице филиала ВАСО предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявленного нарушения.
Настоящее решение размещено на официальном сайте Управления в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/voronezhskoe-ufas-rossii/dfdf0ae8-b01c-40ef-833b-98a7b50cf9b2/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1837/2025 от 4 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1837/2025 Жалоба №10013/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №АД/2997/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/10/18.1-567/2025 от 1 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №НК85571/25 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России ненадлежащей ... от 28 июля 2025 г. Управление: Хабаровское УФАС России Дело : Дело №027/05/21-872/2025 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России ненадлежащей ... Решение Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-670/2025 о нарушении требований... от 28 июля 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-670/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №019/01/17-356/2025 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/17-356/2025 от 24 июля 2025 г. Управление: Хакасское УФАС России Дело : Дело №019/01/17-356/2025 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/17-356/2025 |