База решений ФАС
Решение №НВ/4728/25 Решение № 021/07/3-704/2025 от 8 августа 2025 г. . Участники: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65» г. Чебоксары Чувашской Республики, Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», ООО ФМК "Агат", ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РТС-ТЕНДЕР», . Дело №021/07/3-724/2025 Жалоба №4556/25 из базы решений ФАС (№1868976). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Чувашское УФАС России Дело : Дело №021/07/3-724/2025 Жалоба №4556/25 Сфера деятельности: Контроль закупок
Организации Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65» г. Чебоксары Чувашской Республики ИНН: 2130220233 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ООО ФМК "Агат" ИНН: 4826152406 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РТС-ТЕНДЕР» ИНН: 7710357167 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-704/2025 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2025 года Решение изготовлено в полном объеме 08 августа 2025 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе: "..."; при участии представителя от уполномоченного учреждения казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее Уполномоченное учреждение) "...", представителя по доверенности от 09.01.2025, в отсутствие представителей от: заявителя общества с ограниченной ответственностью ФМК «АГАТ» (далее ООО ФМК «АГАТ», Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, заказчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65» города Чебоксары Чувашской Республики (далее Заказчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО ФМК «АГАТ» на действия комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение ученической мебели (№ 32515017777), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.07.2025 обратилось ООО ФМК «АГАТ» с жалобой на действия комиссии заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65» города Чебоксары Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение ученической мебели (№ 32515017777). Из жалобы следует, что комиссией по закупке № 32515017777 необоснованно отклонена заявка ООО ФМК «АГАТ». Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Организация закупочной деятельности заказчика на момент проведения аукциона № 32515017777 регламентировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 65» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденным протоколом заседания наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 65» г. Чебоксары от 25.12.2024 (далее - Положение о закупке). Заказчиком 07.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение ученической мебели (№ 32515017777), с начальной (максимальной) ценой договора 1 997 600,00 рублей. Частью 1 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона. Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2. Закона о закупках). На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке) Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32515017777 от 25.07.2025 заявка участника № 2 (ООО ФМК «АГАТ») отклонена комиссией по следующему основанию: «На основании ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением о закупке заказчика. Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. На основании подп. 3 п. 1.10.1 Положения о закупке заказчика и подп. 3 п. 4.12 подраздела 4 раздела «Информационная карта» Документации об аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее аукцион в электронной форме) в нарушение подп. 5 п. 6.1 подраздела 6 раздела 1 «Информационной карты» Документации о проведении аукциона в электронной форме, участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки, а именно: - копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (доверенность)». В соответствии с п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе устанавливать обязанность предоставления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки: а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель; б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником такой закупки является юридическое лицо. Пунктом 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Документации об аукционе установлено, что Комиссия по осуществлению закупок отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях: 1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 5.2 подраздела 5 раздела 1 «Информационная карта» Общей части документации об аукционе в электронной форме; 2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации об аукционе в электронной форме или Положения; 3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено извещением и (или) документацией об аукционе в электронной форме; 6) участник закупки предложил цену исполнения договора, сумму цен единиц товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора или суммы начальных цен единиц товаров, работ, услуг. Также в пункте 1.10.1 Положения о закупке установлено, что 1.10.1. Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях: 1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 Положения; 2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения; 3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке; 6) участник закупки предложил цену исполнения договора, сумму цен единиц товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора или суммы начальных цен единиц товаров, работ, услуг. Подпунктом 5 пункта 6.1 подраздела 6 раздела 1 «Информационная карта» Документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать в том числе следующую информацию и документы: 5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки: а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель; б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником такой закупки является юридическое лицо. Аналогичное требование установлено в подпункте 5 пункта 3.4.3. Положения о закупке. Заявителем во второй части заявки представлены следующие документы: Согласно Приказу о вступлении в должность руководителя от 12.01.2022 № 1 с 12.01.2022 Бураков Евгений Серафимович приступил к исполнению обязанностей директора ООО ФМК «АГАТ». Вместе с тем, заявка подписана электронной цифровой подписью Фомичева Илона Владиславовна. Однако, в составе заявки отсутствует доверенность на Фомичева Илона Владиславовна, подтверждающая полномочия данного лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями. На основании изложенного, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации и требований Закона о закупках. Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях закупочной комиссии нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последние действовали в соответствии с требованиями закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях закупочной комиссии нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы ООО ФМК «АГАТ» необоснованной, а действия комиссии по осуществлению закупки соответствующими законодательству о закупках. На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ФМК «АГАТ» на действия комиссии заказчика - Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65» города Чебоксары Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на приобретение ученической мебели (№ 32515017777) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2025-5282
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/350eb902-0134-466b-860a-1c7ac8299349/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг У... от 11 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/10/5-9625/2025 Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг У... Сфера деятельности: Прочие сферы деятельности на товарных рынках Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по обращению № 25120/25-2, 25120/25-1 о включении в ... от 11 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №25120/25 Обращение о включении в РНУА Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1357/2025 по результатам рассмотрения жал... от 11 августа 2025 г. Управление: Якутское УФАС России Дело : Дело №014/07/3-1357/2025 Жалоба №8229-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №02/18897/25 №Т02-325/25, принятое по результатам рассмотрения сведений ... от 8 августа 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №31803/25 ба от 8 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9667/2025 АО «СК Гайде» на АО «СО ЕЭС» |