Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №МГ/3047/25 решение от 12 августа 2025 г. Дело №051/07/3-504/2025 Жалоба №3784эп/25 из базы решений ФАС (№1869008) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Мурманское УФАС России
Дело : Дело №051/07/3-504/2025 Жалоба №3784эп/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-504/2025

Резолютивная часть оглашена «11» августа 2025 года

В полном объёме изготовлено «12» августа 2025 года                       г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее  Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя комиссии Мурманского УФАС России:

П***.   врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Ч*** ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

К***- специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей:

государственного областного  унитарного предприятия  «Мурманскводоканал» Д***., Т*** (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «Полимер Эксперт»  Ф*** (директор),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Полимер Эксперт» на действия Заказчика  государственного областного  унитарного предприятия  «Мурманскводоканал» при проведении закупки Поставка соединительных элементов для полиэтиленовых труб (реестровый номер извещения 32515053359).

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.08.2025 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратилось ООО «Полимер Эксперт» с жалобой на действия Заказчика  государственное областное  унитарное предприятие  «Мурманскводоканал» (далее Заказчик, Учреждение) при проведении закупки: «Поставка соединительных элементов для полиэтиленовых труб» (реестровый номер извещения 32515053359).

Из доводов жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями комиссии Заказчика в связи с неправомерным отклонением заявки. Также в жалобе указано о неправомерном установлении Заказчиком штрафных санкций за повреждение упаковочной тары.

Жалоба рассмотрена 11.08.2025 посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения.

Комиссия Мурманского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, изучив доводы жалобы Заявителя, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа  это действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора, при этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Установлено, что Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» (приказом генерального директора от 25.12.2024) (далее  Положение о закупках).

18.07.2025 в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на закупки Поставка соединительных элементов для полиэтиленовых труб.

29.07.2025 составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе № 32515053359/1, согласно которого заявка № 2 (Заявитель) признана несоответствующей требованиям, установленных документацией о проведении конкурса, согласно пункту 8.4.1. Положения о закупках, а именно участник закупки представил недостоверные сведения о номере российской записи из реестра российской промышленной продукции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Установлено, что пунктом 14.2 Извещения о проведении конкурса Заказчиком установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Пункту 9.1.16. Положения о закупках первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать:

1)        согласие участника конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса в электронной форме;

2)        предложение участника конкурса в электронной форме о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических и качественных характеристиках, а также эксплуатационных характеристиках (при необходимости) предмета закупки.

3)        при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

3.1)     наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

3.2)     конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

Подпунктом 4. 8.1 пункта  8 Извещения о проведении конкурса определено, что требования к форме заявки на участие в конкурсе в электронной форме устанавливаются в конкурсной документации.

Пунктом 10.1. Документации о закупке установлен порядок подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме:

1. Заявки на участие в конкурсе в электронной форме представляются по форме, в порядке, в месте и до истечения срока, указанного в конкурсной документации. Участник конкурса в электронной форме подает заявку на участие в таком конкурсе в форме электронного документа на ЭП.

2. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения, установленные документацией о закупке.

3. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника конкурса в электронной форме о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Обе части заявки на участие в конкурсе в электронной форме и ценовое предложение направляется участником конкурса в электронной форме оператору ЭП одновременно.

Согласно пункту 17.1. Документации о закупке первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать:

«1) предложение участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки.

 (Рекомендуемая форма 1 ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ «Предложение участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки»» (Раздел 5 «Образцы форм документации о проведении конкурса в электронной форме»).

В первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о ценовом предложении такого участника.

При этом первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, схему, иное изображение предмета закупки».

Конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при его наличии) приводятся в Таблице № 1 раздела  5, в которой в столбце 5 указывается страна происхождения товара/номер реестровой записи.

Сноска к столбцу 5 содержит инструкцию по заполнению: «Участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения поставляемых товаров. Для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 к настоящему постановлению, из Российской Федерации - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», содержащей в том числе: информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции" за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» для целей осуществления закупок.

Комиссия Мурманского УФАС России изучила заявки участников конкурса и установила, что заявка № 2 (Заявитель) соответствует установленной документацией о закупке форме, в столбце № 5 Таблицы № 1 «Страна происхождения товара/номер реестровой записи» внесены записи о стране происхождения товара и номере реестровой записи.

 Согласно пояснениям представителя Заказчика у позиций с 1 по 6 в таблице № 1 Заявки № 2 указан один идентичный номер записи товара из Реестра промышленности. При этом номенклатура товаров в указанных позиция отличается в соответствии с определенными характеристиками на каждый вид товара в соответствующей позиции, а именно основной характеристикой, отличающей товары поименованные с 1 по 6 позиции является диаметр товара.

В ходе проверки комиссией по осуществлению закупок реестровой записи товара в реестре российской промышленной продукции, установлено, что реестровая запись, указанная в заявке поставщика, № 10586626, соответствует товару: «Муфта электросварная с закладным нагревательным элементом: диаметр 110 мм РЕ100 ГАЗ/ВОДА 10/16МПа SDR11-17 «ВОСХОД», при этом в основных характеристиках указано следующее: «Номинальное рабочее давление (PN) 10 МПа, назначение Газ/Вода, материал полиэтилен».

Представитель Заказчика полагает, что следуя из буквального толкования информации, размещенной на официальном портале Министерства промышленности РФ, под реестровым номером 10586626 указан товар, а именно муфта электросварная 110 мм в диаметре. При этом отсутствует указание на то, что у производителя имеется иной товар в ином диаметре запись, о котором содержится в реестре промышленности.

С учетом имеющихся противоречий Заказчиком было принято решение об отклонении заявки подателя жалобы, по основаниям предусмотренным пунктом 8.4. Положения о закупках.

Согласно пункту 9.1.25. Положения о закупке по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 9.1.16 Положения, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе по основаниям, которые предусмотрены разделом 8.4 Положения.

Согласно подпункту 5 пункта 8.4.1. раздела 8.4.  Положения о закупках основаниями для отклонения заявки на участие в конкурентной закупке являются предоставление участником закупки в составе заявки недостоверной информации (при этом наличие противоречий относительно одних и тех же сведений, в т.ч. арифметических ошибок при указании предлагаемых цен, не позволяющих Заказчику сделать однозначный вывод о предлагаемой цене договора, приравнивается к наличию недостоверных сведений).

Вместе с тем в соответствии с абзацем восьмым пункта 2 Правил выдачи заключения, утвержденных постановлением № 719 (далее - Правила), каталогом продукции ГИСП является систематизированный перечень промышленной продукции, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами и Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 (далее - каталог ГИСП)

Отмечается, что приказом Минпромторга России от 11 августа 2022 г. № 3342 Российскому фонду технологического развития были переданы функции оператора ГИСП, в том числе - формирование информации для включения в ГИСП, обеспечение с использованием современных технологий бесперебойной эксплуатации технических средств ГИСП, а также представление в установленном порядке ее пользователям, обеспечение работоспособности ГИСП в соответствии с функциональными требованиями к системе, контроль формирования баз данных ГИСП.

Опубликование промышленной продукции (товара) в каталоге ГИСП осуществляется на основании данных, представляемых субъектами деятельности в сфере промышленности для целей соответствия положениям постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 1604.

При этом важно подчеркнуть, что информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Также не вся промышленная продукция (товар), фигурирующая в вышеуказанном каталоге, может быть включена в реестр.

Аналогичные выводы нашли отражение в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2024 № Ф05-12478/2024 по делу № А40-186104/2023,  в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 № 09АП-67208/2024 по делу № А40-85327/2024.

Комиссия Мурманского УФАС России отмечает, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений Заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

При рассмотрении первых частей заявок комиссии надлежало лишь установить, соответствуют ли характеристики товара, предлагаемые потенциальным участником конкурса в поданной им заявке, требованиям, изложенным в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Из вышеуказанного, следует, что комиссии по осуществлению закупок следует ориентироваться на добросовестность участников закупки, а в случае установления при поставке товара недостоверности сведений о товаре, поставленной участником, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.

На момент рассмотрения заявки «Полимер Эксперт», в том числе следуя из смысла письменных возражений по доводам жалобы, у Заказчика отсутствовали достоверные и неопровержимые данные, свидетельствующие о недостоверности информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Несоответствие информации о характеристиках в заявке участника данным, приведенным в реестре промышленной продукции, само по себе не является основанием для отклонения заявки.

Согласно письму Минпромторга России от 04.10.2023 № 106238/12 комиссии не следует отклонять реестровую запись участника закупки из реестра, представившего ее на промышленную продукцию (товар), в случае, если она соответствует положениям "национального режима" Закона о контрактной системе, но при этом в каталоге ГИСП на указанную продукцию не содержится исчерпывающей информации, требуемой для удовлетворения положениям извещения.

Определение фактического соответствия товара информации, в том числе указанной в выписке, осуществляется на этапе исполнения контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Следовательно, вывод Заказчика о предоставлении участником закупки недостоверной информации преждевременен.

Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 27.01.2025 № 304-ЭС24-24541 по делу № А75-22693/2023.

Таким образом, комиссия заказчика, отклонив заявку ООО «Полимер Эксперт», нарушила требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В отношении довода Заявителя об установлении Заказчиком в проекте контракта несоразмерных штрафных санкций, Комиссия Мурманского УФАС России отмечает следующее.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом о контрактной системе не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Учитывая изложенное, указанный довод не может быть принят к рассмотрению.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

решила:

 

1. Признать жалобу «Полимер Эксперт» на действия Заказчика  государственное областное  унитарное предприятие  «Мурманскводоканал» при проведении закупки на поставку соединительных элементов для полиэтиленовых труб (реестровый номер извещения 32515053359) частично обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии заказчика - государственного областного  унитарного предприятия  «Мурманскводоканал» нарушение требований части 6 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Направить материалы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/murmanskoe-ufas-rossii/2009abc1-f5b3-4300-8315-3f05c1983ef2/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 26879/25 на действия (бездействие) при о... от 5 августа 2025 г.
Управление: Московское областное УФАС России
Дело : Дело №26879/25 Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) организатора т...


Решение
Решение б/н решение от 5 августа 2025 г.
Управление: Смоленское УФАС России
Дело : Дело №067/10/18.1-661/2025 Жалоба ООО СТЭМЗ


Решение
Решение б/н Решение от 4 августа 2025 г.
Управление: Курганское УФАС России
Дело : Дело №045/07/3-487/2025 Жалоба №3820-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение б/н Решение от 30 июля 2025 г.
Управление: Мордовское УФАС России
Дело : Дело №013/10/5-325/2025 О включении ООО "Бинас-С" в реестр недобросовестных поставщи...
Сфера деятельности: Рынок рекламы


Решение
Решение №5897/25 Решение 025/06/105-825/2025 (335) от 12 августа 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России
Дело : Дело №025/06/105-825/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ" на заку...





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru