База решений ФАС
Решение б/н Решение от 4 августа 2025 г. Дело №045/07/3-487/2025 Жалоба №3820-ЭП/25 из базы решений ФАС (№1869005) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Курганское УФАС России Дело : Дело №045/07/3-487/2025 Жалоба №3820-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Заявитель:
Заказчик:
Решение № 045/07/3-459/2025 по жалобе о нарушении процедуры торгов
04.08.2025 г. Курган
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России, Комиссия Управления) в составе: Председатель Комиссии ... руководитель Курганского УФАС России; Члены Комиссии: ... старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России; ... заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России; при участии в заседании Комиссии Управления посредством видеоконференц-связи представителей: заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «...» (далее Заявитель, Общество), заказчика Публичного акционерного общества «...» (далее Заказчик, ПАО «...»), рассмотрев жалобу Заявителя направленную в адрес Курганского УФАС России (вх. № 3820-ЭП/25 от 15.07.2025) на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки: Поставка светильников для нужд Курганской ТЭЦ ПАО «...» (извещение № 32514961804), в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции, Закон),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Курганского УФАС России 15.07.2025 поступила жалоба Заявителя (вх. № 3820-ЭП/25) на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки: Поставка светильников для нужд Курганской ТЭЦ ПАО «...» (извещение № 32514961804). По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями закупочной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям закупочной документации. Заявитель пишет, что согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке». В представленной конкурсной документации Заказчика, отсутствуют прямые ссылки на то, что данный вид товара должен быть только Российского производства. В Техническом задании (ТЗ) прописано: «Страна производитель. Идентификационные данные Производителя (для РФ - ИНН)», а реестровые записи товара отсутствуют (что противоречит пункту 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление Правительства РФ № 1875), что обозначает то, что товар может быть и другой страны-производителя. В ТЗ указаны товары в том числе импортного производства, например: Прожектор FL-LED Light-PAD ACCU (торговая марка Foton Ligthing- Великобритания). Более того, в соответствии с пунктом 13 статьи 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения: - об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка. Вопреки вышеуказанным требованиям, протокол рассмотрения первых частей заявок от 08.07.2025 не содержит указаний на положение в документации о закупке, которым не соответствует заявка Общества. Заявитель также указывает, что аукционная документация Заказчика вопреки требованиям пункта 6 статьи 3 Закона о закупках, не содержит прямого запрета на поставку товара иностранного производства, также не указано основание запрета. Представитель Заказчика, участвовавший в заседании Комиссии, с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил следующее. В аукционной документации, размещённой в составе извещения, прописано (подпункт 9 пункта 17 закупочной документации), что вторая часть предложения должна включать информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1875. В извещении в разделе «Сведения об объектах закупки» указан запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств. Постановлением Правительства РФ № 1875 установлен запрет, ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок, к которым относится номер реестровой записи из Реестра промышленной продукции, предусмотренный статьей 17.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Светильники и осветительные устройства относятся к категории товара, на который установлен запрет на закупку товаров, происходящих из иностранных государств (пункт 32 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 1875). Таким образом, закупочная документация содержит сведения о запрете на закупку товаров, происходящих из иностранных государств. Поскольку Общество не предоставило сведения о номере реестровой записи из Реестра промышленной продукции на товар, прилагаемый к поставке, то, руководствуясь подпунктом b пункта 8.11.4.6 Положения, закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку Общества. Таким образом, по мнению представителя Заказчика, закупочная комиссия ПАО «...» действовала в строгом соответствии с Положением. На основании изложенного, представитель Заказчика полагает, что доводы Заявителя несостоятельны, нарушений Закона в действиях закупочной комиссии Заказчика не имеется. Комиссия Курганского УФАС России рассмотрев доводы жалобы Заявителя, заслушав представителей сторон приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам этой статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках, Закон). В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. Согласно подпунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных этой статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки в том числе с нарушением требований Закона. 20.06.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), а также на электронной торговой площадке «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) Заказчиком опубликовано извещение № 32514961804 при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, объект закупки: Поставка светильников для нужд Курганской ТЭЦ ПАО «...». Дата начала срока подачи заявок 20.06.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 30.06.2025 14:00. Дата начала срока подачи ценовых предложений 08.07.2025. Время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) 14:00. Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) - 08.07.2025 14:10. Начальная (максимальная) цена договора - 797 309,50 рублей. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 этой статьи. Заказчик в своей деятельности руководствуется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг, утвержденным Советом Директоров ПАО «...» (Протокол заседания № КГК 19/2024 от 26.12.2024) (Положение о закупке). В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в Национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В аукционной документации, размещенной в составе извещения № 32514961804 прописано, что вторая часть предложения должна включать заполненные надлежащим образом документы, в том числе: информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1875. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 1875 установлено, что при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закупок в соответствии с Законом о закупках: - запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; - ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2; - преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяется национальный режим. Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 1875 установлено, что информацией, подтверждающей происхождение товаров, указанных в позициях 1 - 145 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 1875, позициях 1 - 433 приложения № 2 к указанному постановлению, приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ № 1875, из Российской Федерации является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее - Реестр). Комиссией Управления установлено, что Заказчиком при описании закупаемого товара применен ОКПД2 27.40.39.110 Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки. В перечне приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 1875 содержащая позицию 32. Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки, за исключением медицинских изделий 27.40.39. Таким образом, требования Заказчика о предоставлении документов, предусмотренных для состава второй части заявки участника являются правомерными. Как следует из текста жалобы, а также документов, представленных в материалы дела, заявка Общества не содержала документов, подтверждающих указанную Заявителем страну происхождения товара Российская Федерация. Изучив представленные материалы, заявку Заявителя, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России установила, что в заявке Общества отсутствует номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, что не позволяет Заказчику определить страну происхождение товара. Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что действия закупочной комиссии Заказчика, отклонившего заявку Заявителя от участия в аукционе ввиду несоответствия такой заявки требованиям документации, не противоречат требованиям Закона о закупках, документации. Вместе с тем, при изучении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 3525085, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 08.07.2025, Комиссией Управления установлено, что в нем не содержится указания на положения документации о закупке которым не соответствует заявка Общества, не отражает конкретную причину отклонения заявки этого участника. Подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка. Изложенное свидетельствует о нарушении закупочной комиссией Заказчика положений подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках. На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «...» на действия закупочной комиссии заказчика - Публичного акционерного общества «...» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки: Поставка светильников для нужд Курганской ТЭЦ ПАО «...» (извещение № 32514961804), обоснованной в части довода об отсутствии в протоколе от 08.07.2025 ссылки на положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника. 2. Установила в действиях закупочной комиссии заказчика - Публичного акционерного общества «...» нарушение подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/kurganskoe-ufas-rossii/a3b4a046-71d9-4932-a48d-477e8b096a44/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №31570/25 б/а от 7 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9427/2025 ООО «ТД «Планета» на АО «НПО «ПОИСК» Решение Решение б/н Решение по делу № 032/06/106-712/2025 о нарушении требований... от 6 августа 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-712/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №035/10/18.1-648/2025 Решение по результатам рассмотрения жалобы <…> на действия О... от 5 августа 2025 г. Управление: Вологодское УФАС России Дело : Дело №035/10/18.1-648/2025 Решение по результатам рассмотрения жалобы <…> на действия О... Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 26879/25 на действия (бездействие) при о... от 5 августа 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №26879/25 Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) организатора т... Решение Решение б/н решение от 5 августа 2025 г. Управление: Смоленское УФАС России Дело : Дело №067/10/18.1-661/2025 Жалоба ООО СТЭМЗ |