База решений ФАС
Решение №НВ/4759/25 Решение № 021/07/3-723/2025 от 11 августа 2025 г. . Участники: АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ООО "Русский Воздух", Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», ООО "ЭТП ГПБ", ООО ЭТП ГПБ, . Дело №021/07/3-723/2025 Жалоба №4557/25 из базы решений ФАС (№1869022). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Чувашское УФАС России Дело : Дело №021/07/3-723/2025 Жалоба №4557/25 Сфера деятельности: Контроль закупок
Организации АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНН: 2130118688 ООО "Русский Воздух" ИНН: 2130191494 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ООО "ЭТП ГПБ" ИНН: 7724514910 ООО ЭТП ГПБ ИНН: 7724514910 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-723/2025 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2025 года Решение изготовлено в полном объеме 11 августа 2025 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе: "..."; при участии представителей от: уполномоченного учреждения казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее Уполномоченное учреждение) "...", представителя по доверенности от 09.01.2025, заказчика Автономного учреждения Чувашской Республики «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее Заказчик) "...", представителя по доверенности от 09.04.2025 № 19, в отсутствие представителей от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Русский воздух» (далее ООО «Русский воздух», Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения, рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Русский воздух» на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров (№ 32515036471), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 28.07.2025 обратилось ООО «Русский воздух» с жалобой на действия комиссии заказчика - Автономного учреждения Чувашской Республики «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров (№ 32515036471). Из жалобы следует, что комиссией по закупке № 32515036471 необоснованно отклонена заявка ООО «Русский воздух». Представители Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Организация закупочной деятельности заказчика на момент проведения аукциона № 32515036471 регламентировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения Чувашской Республики «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденным протоколом наблюдательного совета АУ «МФЦ Чувашии» Минэкономразвития Чувашии от 16.09.2022 № 11/22 (далее - Положение о закупке). Заказчиком 14.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров (№ 32515036471), с начальной (максимальной) ценой договора 148 470,67 рублей. Частью 1 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона. Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2. Закона о закупках). На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке) Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Согласно протоколу рассмотрения и оценки на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (итоговый протокол) № 32515036471 от 28.07.2025 года заявка участника № 2 (ООО «Русский воздух») отклонена комиссией по следующему основанию: «На основании ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением о закупке заказчика. Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению На основании подп. 3 п. 1.10.1 Положения о закупке заказчика и подп. 3 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - извещение о проведении запроса котировок в электронной форме) в нарушение подп. 1 п. 6.1 подраздела 6 раздела 1 «Информационной карты» Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки, а именно: - учредительный документ, если участником конкурентной закупки является юридическое лицо. (Устав юридического лица в соответствии со ст. 52 ГК РФ устав юридического лица является учредительным документом)». В силу пункта 1 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления наименования, фирменное наименования (при наличии), адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительного документа, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо. Пунктом 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Документации об аукционе установлено, что Комиссия по осуществлению закупок отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях: 1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 5.2 подраздела 5 раздела 1 «Информационная карта» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме; 2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме или Положения о закупке; 3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке; 6) участник закупки предложил цену исполнения договора, сумму цен единиц товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора или суммы начальных цен единиц товаров, работ, услуг. Также в пункте 1.10.1 Положения о закупке установлено, что Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях: 1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 Положения; 2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения; 3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки; 4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах; 5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке; 6) участник закупки предложил цену исполнения договора, сумму цен единиц товаров, работ, услуг выше начальной (максимальной) цены договора или суммы начальных цен единиц товаров, работ, услуг. Подпунктом 1 пункта 6.1 подраздела 6 раздела 1 «Информационная карта» Документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать в том числе следующую информацию и документы: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо. Пунктом 1 пункта 5.3.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов в заявке на участие в конкурсе: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки является юридическое лицо. Статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены учредительные документы юридических лиц. Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 указанной статьи. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Заявитель по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредительным документом общества является устав общества. Вместе с тем, изучив заявку Заявителя, Комиссией установлено, что ООО «Русский воздух» в составе заявки не представило устав. На основании изложенного, Комиссия считает решение закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации и требований Закона о закупках. Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях закупочной комиссии нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последние действовали в соответствии с требованиями закупочной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях закупочной комиссии нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы ООО «Русский воздух» необоснованной, а действия комиссии по осуществлению закупки соответствующими законодательству о закупках. На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Русский воздух» на действия комиссии заказчика - Автономного учреждения Чувашской Республики «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку кондиционеров (№ 32515036471) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2025-5305
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/0243ea07-6690-4514-b217-0344fa6404ad/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №5871/25 Решение РНП № 25-257/04-2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации МКУ «Служба единого заказчика – застройщика» Уссурийского городского округа Приморского края ИНН: 2511031940 ООО «СКА Империя» ИНН: 2724232916 Решение Решение №5876/25 Решение РНП № 25-258/04-2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации МКУ «Служба единого заказчика – застройщика» Уссурийского городского округа Приморского края ИНН: 2511031940 ООО «СКА Империя» ИНН: 2724232916 Решение Решение б/н решение от 11 августа 2025 г. Управление: Астраханское УФАС России Дело : Дело №030/07/3-766/2025 Жалоба №5844/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №5873/25 Решение по делу № 025/01/17-735/2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1768/2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1768/2025 Жалоба №9631-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок |