База решений ФАС
Решение №32562/25 б/а от 14 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9716/2025 АО «СОГАЗ» на АО «Оборонэнерго» из базы решений ФАС (№1869090) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9716/2025 АО «СОГАЗ» на АО «Оборонэнерго» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9716/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров 11.08.2025 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: <...> <...>
рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» (далее Заявитель) на действия
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает отклонение своей заявки. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Заказчиком 02.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru), а также на официальном сайте ООО «ТЭК-Торг» (адрес в сети «Интернет» www.tektorg.ru) была размещена информация о проведении Закупки. Дата начала срока подачи заявок 02.07.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок 15.07.2025 в 10:00. Дата подведения итогов 21.07.2025. Начальная (максимальная) цена договора составляет 5 318 694, 31 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов процедуры закупки от 21.07.2025
«на основании п. 2.7.2.3.3. закупочной документации Заказчика, так как в представленной Участником заявке отсутствует Приложение № 2 к техническому заданию, а именно не
предоставлены данные для полноценного расчёта стоимости полисов Заявитель с отклонением своей заявки не согласился и отметил, что конкурсная документация, в том числе Техническое задание, никаких требований о заполнении и предоставлении в составе заявки Приложения № 2 участниками закупки не содержала. На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в состав Технического задания, обязательного для заполнения участниками закупки, входит Приложение № 2. Заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации, поскольку не содержит предложения Заявителя по Приложению № 2 Технического задания. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупках для нужд АО «Оборонэнерго», утвержденным Советом директоров АО «Оборонэнерго» 05.04.2024. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу пункта 2.7.2.3 Закупочной документации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для В соответствии с пунктом 5.1.6.1 Закупочной документации участник процедуры закупки должен подать заявку на участие в закупке, включающую предложение на участие в закупке по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (Приложение № 5).
В свою очередь, в инструкции по заполнению, содержащейся Помимо этого, данной инструкцией установлено следующее: «Техническое предложение на оказание услуг будет служить основой для подготовки приложения к Договору. В этой связи в целях снижения общих затрат сил и времени Заказчика и Участника на подготовку Договора данное предложение следует подготовить так, чтобы его можно было включить в Договор с минимальными изменениями.». Соответственно, Комиссия приходит к выводу, что Приложение № 2 к Техническому заданию является неотъемлемой частью Технического задания, в связи с чем в соответствии с Инструкцией по заполнению технического предложения обязательно для заполнения. Сведения, указываемые в данном приложении, включаются Заказчиком непосредственно в договор оказания услуг с минимальными изменениями. Комиссией установлено, что Заявка Заявителя не соответствует вышеуказанным требованиям Закупочной документации, поскольку не содержит предложения Заявителя по приложению № 2 к Техническому заданию. В силу пункта 2.7.2.3.3 Закупочной документации участник процедуры закупки не допускается Уполномоченным органом организатора к дальнейшему участию в процедуре закупки в случае несоответствия заявки на участие в закупке требованиям настоящей Закупочной документации. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации, а равно имелись основания для отклонения заявки Заявителя. Вместе с тем, Заявитель обратного не доказал, сведений, однозначно доказывающих соответствие заявки требованиям документации, не представил. При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Комиссия также принимает во внимание, что на участие в Закупке было подано 3 заявки, при этом все участники, кроме Заявителя, заполнили техническое предложение в соответствии с требованиями документации. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация была участникам ясна и не содержала двоякого толкования. Запросов о разъяснении положений документации Заявитель также не подавал. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Резюмируя изложенное, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя необоснованными. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «СОГАЗ» (ИНН: 7736035485; ОГРН: 1027739820921) на действия АО «Оборонэнерго» (ИНН: 7704726225; ОГРН: 1097746264230) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/8877dfa1-e08d-436a-8857-e9841ecc7877/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №РВ/5820/25 Решение №086/07/3-1500/2025 от 14 августа 2025 г. Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1500/2025 Жалоба №8345-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 066/10/18.1-2152/2025 от 14 августа 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/10/18.1-2152/2025 066/10/18.1-2152/2025 Решение Решение №МС/3869/25 1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственно... от 14 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-533/2025 обращение о включении в РНП Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №СК/4815/25 по делу № 014/10/5-1378/2025 об отказе включения сведений в ... от 14 августа 2025 г. Управление: Якутское УФАС России Дело : Дело №014/10/5-1378/2025 обращение АО «Сахатранснефтегаз» от 30.07.2025 № А-2895-СА о... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ИК/3042/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-449/2025 по результатам проверки факт... от 14 августа 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России |