Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №ОЕ/3765/25 РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-503/2025 от 19 августа 2025 г. Дело №012/05/28-503/2025 факт размещения рекламы финансовых услуг на фасаде и в торго... из базы решений ФАС (№1869211) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Марийское УФАС России
Дело : Дело №012/05/28-503/2025 факт размещения рекламы финансовых услуг на фасаде и в торго...


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-503/2025 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
 

«19» августа 2025 года г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена: «18» августа 2025 года

Полный текст решения изготовлен: «19» августа 2025 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии  заместитель руководителя-начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии  ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

член Комиссии  ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>,

возбужденное в отношении ИП Б. по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы финансовых услуг на фасаде и в торговом центре «Аврора» по адресу: г. Йошкар-Ола, бул. Победы, 15а, в отсутствии лица, привлеченного к участию в деле, надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Марийским УФАС России в ходе осмотра рекламы от 15.07.2025 установлено размещение  рекламы финансовых услуг на фасаде и в торговом центре «Аврора» по адресу: г. Йошкар-Ола, бул. Победы, 15а, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, следующего содержания:

Определением от 24.07.2025 возбуждено дело № 012/05/28-503/2025 по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении ИП Б. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>).

Во исполнение указанного определения предприниматель представила письменные пояснения, в которых указала, что в рекламе указано слово «ипотека» в связи с тем, что агентство является партнером многих банков, в которые направляются заявки на одобрение ипотеки. Так, предприниматель обращается в адрес ПАО «Сбербанк», АО КБ «Хлынов», на сервис ООО «Домклик».

Также ИП Б. сообщила, что текст рассматриваемой рекламы изменен, что подтверждается представленными фотоматериалами.

Рассмотрев представленные в материалы дела материалы и пояснения, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками - распространена на витрине торгового объекта; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечение внимания потребителей к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама  это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статьям 1, 2, 3 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге имущества)», ипотека представляет собой способ обеспечения обязательств - уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

Принимая во внимание положение вышеуказанных норм и содержания рассматриваемой рекламы следует, что под ипотекой в рассматриваемом случае следует понимать долгосрочный ипотечный жилищный кредит - кредит или заем, предоставляемый банком (кредитной организацией) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств.

Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потенциальных покупателей, в том числе, и к возможности получения ипотечного кредита на приобретение объекта недвижимости. Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовой услуги - ипотечного кредита.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг, в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, такая реклама должна содержать наименование юридического лица, оказывающего такие услуги. Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о финансовой услуге. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указать наименование или имя лица, оказывающее эти услуги.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком от услуг, оказываемых иными лицами.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (пункт 1). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (пункт 4).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (пункты 1, 2 статьи 1473 ГК РФ).

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком от услуг, оказываемых иными лицами.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой финансовой услуги кредитования. Реклама финансовых услуг должна соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ней.

Реклама указанных услуг должна содержать наименование юридического лица в соответствии с гражданским законодательством.

В рассматриваемом случае указано на возможность оформления ипотеки, однако, не указано лицо, оказывающее данные услуги.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Марийским УФАС России установлено, что деятельность в агентстве недвижимости «Ключ» осуществляет ИП Б. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>).

Рассматриваемая реклама размещена от имени и в интересах агентства недвижимости «Ключ» по адресу места осуществления деятельности, следовательно, ИП Б. является как рекламодателем, так и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что также не оспаривается предпринимателем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с тем, что ИП Б. представила фотоматериалы, подтверждающие устранение нарушения, в связи с чем в данном случае отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, расположенную на фасаде и в торговом центре «Аврора» по адресу: г. Йошкар-Ола, бул. Победы, 15а, следующего содержания: ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии:


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/mariyskoe-ufas-rossii/f812a4f7-32ea-403a-9b02-e6f44ef38186/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №6127/25 Решение РНП № 25-274/04-2025 от 20 августа 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России
Организации

ООО «Афина-Паллада»
ИНН: 2536137836
ФГБОУ "ВДЦ "Океан"
ИНН: 2539009984


Решение
Решение №АБ/3786/25 Решение по делу № 012/10/18.1-559/2025 от 20 августа 2025 г.
Управление: Марийское УФАС России
Дело : Дело №012/10/18.1-559/2025 жалоба ООО «Хоум Сервис» на действия организатора торгов при...


Решение
Решение №6112/25 Решение РНП № 25-272/04-2025 от 20 августа 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России


Решение
Решение №АБ/3766/25 Решение комиссии по контролю в сфере проведения торгов по де... от 19 августа 2025 г.
Управление: Марийское УФАС России
Дело : Дело №012/10/18.1-554/2025 жалоба на действия (бездействие) организатора торгов при пр...


Решение
Решение №6089/25 Решение РНП № 25-270/04-2025 от 19 августа 2025 г.
Управление: Приморское УФАС России





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru