База решений ФАС
Решение №33017/25 б/а от 15 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9799/2025 ООО «Русгеоторг» на ППК «Роскадастр» из базы решений ФАС (№1869346) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9799/2025 ООО «Русгеоторг» на ППК «Роскадастр» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9799/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров 12.08.2025 г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...» главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, членов Комиссии: «...» исполняющего обязанности начальника отдела антимонопольного контроля торгов, «...» специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством
видео-конференц-связи представителей
рассмотрев жалобу ООО «РУСГЕОТОРГ»
(далее - Заявитель) на
действия
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким
органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг,
Жалоба Заявителя отвечает
требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
Согласно доводам жалобы нарушение
со стороны Заказчика выразились В своей жалобе Заявитель указывает, что установленные Заказчиком технические характеристики соответствует товару конкретного производителя, а именно Leica GS18 T. Таким образом, по мнению Заявителя, в рамках оспариваемой процедуры невозможна поставка товара российского происхождения. Кроме того, Заявитель оспаривает порядок формирования Заказчиком начальной (максимальной) цены договора (далее НМЦД), поскольку установленная Заказчиком цена поставки оборудования может быть обеспечена исключительно за счёт использования иностранной продукции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать
требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением
проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в
документации о конкурентной закупке в соответствии
При этом описание предмета такой закупки должно быть осуществлено
Как было ранее установлено, согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках Как следует из материалов дела, 21.07.2025 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) разместил информацию о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку геодезического оборудования для нужд филиала ППК «Роскадастр» «Северо-Кавказское АГП». Начальная (максимальная) цена договора: 8 120 533,28 рублей. Дата начала срока подачи заявок: 21.07.2025. Дата окончания подачи заявок: 05.08.2025 10:00. Дата подведения итогов: 08.08.2025. Комиссия отмечает, что предметом оспариваемой Закупки является поставка геодезического оборудования. На заседании Комиссии Заявитель отметил, что под требуемые характеристики подходит товар конкретного иностранного производителя, а именно Leica GS18 T. Заявитель указывает, что согласно пункту 25 Технического задания «Встроенный модем GSM/GPRS» установленное требование о наличии встроенного модема не является обязательным, поскольку передача данных может осуществляться через внешние устройства (смартфоны, модемы, Wi-Fi). Кроме того, по мнению Заявителя, установленное требование в пункте 36 Технического задания «Масса приемника, кг не более 1.25» является нецелесообразным, поскольку вес и габариты спутникового приемника не влияют на работоспособность оборудования. Помимо этого, пунктом 48 Технического задания установлено требование о наличии 3D-моделирования, при этом, Заявитель отмечает, что 3D-моделирование не является основной функцией ГНСС-оборудования и обычно выполняется в специализированном ПО на основе собранных геопространственных данных. Отсутствие этой функции в самом оборудовании не влияет на его основное назначение. Заявитель указывает, что в пунктах 1.37, 1.38 Технического задания «Температура рабочая, °C», «Температура хранения, °C» отсутствует обозначений «не более/ не менее», что, по мнению Заявителя, необоснованно ограничивает конкуренцию и возможность подбора аналогов с улучшенными характеристиками. Изучив представленные материалы, Комиссия отмечает следующее.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что
выбор технических
характеристик
Как указывает Заказчик, по пункту 25 Технического задания «Встроенный модем
GSM/GPRS» установленное требование о
наличии
встроенного модема является
важным, поскольку
встроенный GSM/GPRS в GNSS-приемнике обеспечивает более точное и гибкое определение местоположения, а также передачу данных в режиме реального времени,
автономность использования GNSS-приёмника в качестве базовой станции,
Встроенный модем GSM/GPRS может быть критически важен для работы Относительно установленных характеристик по пункту 36 Технического задания «Масса приемника не более 1.25» Заказчик пояснил, что масса приёмника является важным показателем, поскольку кроме самого приёмника в руках оператора (геодезиста) находится веха, крепление под контроллер.
В результате масса комплекта может достигать несколько килограммов. Требование по массе приемника направлено на обеспечение оптимальной эксплуатации, совместимости
с другими компонентами системы и энергоэффективности,
Заказчик также отметил, что учитывались следующие технические - чрезмерный вес может затруднять эксплуатацию, особенно при длительном использовании или частых перемещениях;
- многие штативы, кронштейны и платформы рассчитаны на определенный максимальный вес. Превышение массы может привести к нестабильности работы - более легкие устройства энергоэффективны, что важно для автономных систем.
Как указывает Заказчик, по пункту 48 Технического задания
функция По пунктам 1.37, 1.38 Технического задания «Температура рабочая, °C», «Температура хранения, °C» Заказчик пояснил, что данное требование к температуре установлено с учетом погодных условий работы в экспедициях в горных районах. Таким образом, Комиссия указывает, что установление технических характеристик обусловлено спецификой деятельности Заказчика. Комиссия также отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчиком были получены коммерческие предложения о возможности поставки товара PrinCe i90VR. При этом для участия в процедуре было подано 2 заявки. Кроме того, Заявителем была представлена сравнительная таблица из которой следует, что оборудование PrinCe i90VR не соответствует требованиям Технического задания, поскольку имеет следующее значения: - «Температура рабочая, °C» - «-45 до +75»; - «Температура хранения, °C» - «- 45 ... +80». В свою очередь, Комиссия считает необходимым отметить, что пунктом 1 таблицы № 1 приложения № 1 к Извещению установлены следующие характеристики: - «Температура рабочая, °C» - «-30 ... +50»; - «Температура хранения, °C» - «-30 ... +80».
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе заявки участника
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что характеристики оборудования
PrinCe i90VR полностью
соответствуют установленным характеристикам
Таким образом, в рассматриваемом случае под установленные характеристики подходят товары как
минимум двух производителей, а именно
PrinCe i90VR
Вместе с тем Заявитель каких-либо
официальных запросов производителям Комиссия считает необходимым отметить, что информация, размещенная в сети Интернет, не носит официального характера и не имеет юридической силы.
При этом информация из открытых источников подвержена изменению и не является офертой по смыслу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи
Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент подачи заявки могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного
уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка
В отсутствие подтверждающих сведений от производителей либо
Таким образом, Комиссия указывает, что выводы Заявителя основаны лишь
Данные обстоятельства не позволяют Комиссии прийти к однозначному выводу
Фактически Заявитель спорит в данном контексте с потребностью Заказчика, Комиссия также отмечает, что одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к
закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их
потребностям, а с другой стороны, необоснованно
При этом само по себе включение в документацию условий и признаков, которые
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним
требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих
обязательств
В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации
10.11.2021 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости
дополнительные требования к участникам закупки, направленные При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам
Закона
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки,
находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного
Комиссия также считает необходимым отметить, что в адрес Заказчика поступило 3 коммерческих предложения на этапе подготовки Закупки к размещению, а также было подано 2 заявки от разных
организаций, что также свидетельствует
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает,
Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии При этом Комиссия отмечает, что из совокупности вышеприведенных норм следует, что Заказчиком не допущено нарушений законодательства при формировании документации о Закупке, поскольку установленные характеристики товара обусловлены потребностью Заказчика, спецификой предмета Закупки. Вместе с тем невозможность поставки товара Заявителем с необходимыми Заказчику характеристиками не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что предметом Закупки является не производство, Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части. Относительно довода Заявителя о том, что установленный код ОКПД 2 ограничивает возможность поставки товара российского происхождения Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 38 Закупочной документации установлено ограничение закупок товаров
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему Правительство Российской Федерации: 1) вправе с учетом положений части 3 настоящей статьи принимать меры, устанавливающие: а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения; в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами; 2) определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей настоящего Федерального закона, в случае принятия мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей части.
Во исполнение указанных положений Закона о закупках принято постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением о
требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими
юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
Согласно пункту 1 Постановления № 1875 при осуществлении закупок - запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ,
услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, - преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
При этом в силу подпункта а пункта 3 Постановления № 1875 информацией
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи
а) заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение,
признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения б) при исполнении договора замена товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлено данное ограничение, если договор предусматривает поставку товара российского происхождения.
В соответствии с информационным письмом Минфина России от 31.01.2025
При этом не исключается возникновение ситуации, при которой участник закупки представит в заявке на участие в закупке предложение в отношении товара,
указанного
Таким образом, Комиссия
отмечает, что при установлении защитной меры Вместе с тем Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия также отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа В свою очередь, в рассматриваемом случае Заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов.
Таким образом, доводы Заявителя не находят документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы необоснованным в указанной части. Относительно довода Заявителя о некорректном формировании Заказчиком НМЦД Комиссия отмечает следующее.
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена договора
составляет
В соответствии с пунктом 17
Извещения начальная
(максимальная) цена договора осуществляется методом
сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) выбранным
Начальная (максимальная) цена договора включает в себя стоимость товара Комиссия отмечает, что Заказчиком совершены действия с целью сбора информации, а именно направлены запросы на получение коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, по результатам сравнительного анализа которых Заказчиком сформирована начальная (максимальная) цена договора, принятая для размещения спорной закупки в размере 8 120 533, 28 рублей. При этом НМЦД определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) выбранным в соответствии с пунктом 2.2 методики определения начальной (максимальной) цены договора (лота), цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, принимая во внимание представленные в
материалах дела коммерческие предложения Комиссия приходит к
выводу о том, что НМЦД договора сформирована Заказчиком
корректно, в связи с чем не усматривает нарушений На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в указанной части.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт
3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного
Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона
РЕШИЛА:
1. Признать
жалобу ООО
«РУСГЕОТОРГ» (ИНН: 5407968820,
2. Снять ограничения, наложенные письмом
Московского УФАС России
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/7f06f3e3-b642-4778-aa9e-4f1907cb3983/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ВФ/3170/25 РЕШЕНИЕ по делу №028/06/106-610/2025 от 19 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ № 067/10/615-697/2025 от 19 августа 2025 г. Управление: Смоленское УФАС России Дело : Дело №067/10/615-697/2025 Обращение Некоммерческой организации «Региональный фонд капи... Решение Решение №6065/25 Решение 025/06/105-837/2025 (340) от 18 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (общая) ИНН: 2538030581 ООО «Цифровой город» ИНН: 9201530068 Решение Решение №ЛИ/9452/25 Решение по жалобе ООО «Партнер Групп Инжиниринг» на действия... от 18 августа 2025 г. Управление: Хабаровское УФАС России Дело : Дело №027/10/18.1-1431/2025 жалоба ООО «Партнер Групп Инжиниринг» на действия заказчика ... Решение Решение №33204/25 б/а от 18 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9883/2025 ЗАО «Спецстрой-2» на ПАО «Форвард Энерго» |