База решений ФАС
Решение б/н б/а от 27 июня 2025 г. Дело №077/07/00-7293/2025 ООО «ЦТО» на ФГБУ «Канал имени Москвы» из базы решений ФАС (№1867640) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7293/2025 ООО «ЦТО» на ФГБУ «Канал имени Москвы» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-7293/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...»; рассмотрев жалобу ООО «...» (далее Заявитель) на действия ФГБУ «...» (далее Организатор торгов) при проведении аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества, закрепленного за ФГБУ «...» на праве оперативного управления (причал «Троицкое», расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, Канал им. Москвы, левый берег Клязьминского водохранилища, 65,0 км.) (извещение № 22000199260000000010, лот № 1, далее Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Согласно документации о проведении аукциона (далее Документация) аукцион на право заключения договоров аренды государственного имущества, закрепленного за ФГБУ «...» на праве оперативного управления, проводится в соответствии со статьями 447 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или Аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», Аукционной документацией, в соответствии с Регламентом Универсальной торговой платформы «Сбербанк АСТ» и Регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав». Таким образом, проведение спорных торгов является обязательными в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на обязательные в силу закона торги. На официальном сайте ГИС Торги 25.04.2025 опубликовано Извещение о проведении Торгов: № 22000199260000000010, лот № 1: предмет торгов: право заключения договора аренды государственного имущества, закрепленного за ФГБУ «...» на праве оперативного управления: (причал «Троицкое», расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, Канал им. Москвы, левый берег Клязьминского водохранилища, 65,0 км.). Дата начала срока подачи заявок: 26.04.2025 12:00 (МСК); Дата окончания срока подачи заявок: 26.05.2025 12:00 (МСК); Дата рассмотрения заявок: не позднее 27.05.2025 в 17:00 по московскому времени Дата проведения Торгов: 28.05.2025 12:00 (МСК). В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 27.05.2025 заявка Заявителя отклонена от участия в Торгах в связи с невнесением задатка. Согласно доводам жалобы заявка Заявителя полностью соответствовала требованиям Документации. При этом Заявитель указал, что 26.05.2025 заключил агентский договор №26/05 с гражданином «...» (Принципал) с целью участия в спорных торгах, в соответствии с которым 26.05.2025 в качестве агента «...» подал заявку на участие в спорной процедуре торгов. Заявитель также пояснил, что по условиям агентского договора внесение задатка является обязанностью Принципала, в связи с чем в составе заявки, поданной Заявителем как Агентом «...» представлено платежное поручение, подтверждающее оплату Принципалом «...» задатка в установленном Документацией размере. При таких обстоятельствах Заявитель полагает отклонение своей заявки в связи с неоплатой задатка необоснованным. Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Как пояснил Организатор торгов, заявка Заявителя была правомерно отклонена от участия в Торгах поскольку электронная заявка пользователем ООО «...» подана в ТС «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А по форме заявки, предназначенной для ее подачи лично претендентом/участником и содержит сведения только о претенденте/участнике, в связи с чем ООО «...» автоматически был присвоен статус: «Участник», и в графе: «Заявка подана представителем» установлено: «нет», что подтверждено Журналом приема заявок. При этом к заявке ООО «...» приложены документы «...», агентский договор между ними и заявка по форме организатора торгов, где в качестве Заявителя указано ООО «...», действующее на основании агентского договора как агент «...» Вместе с тем оплата залога поступила от гр. «...» (п.п. №198487 от 23.05.2025). Однако ООО «...», подав заявку в ТС «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А как «Участник», мог быть рассмотрен Организатором торгов только как участник. Таким образом, ООО «...» в аукционе № SBR012-2504250067 действовало как участник, а не как представитель, без внесения залога от своего имени или за себя, в связи с чем Заказчик полагает, заявка заявителя была правомерно отклонена по причине отсутствия залога. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 28 Приказа ФАС № 147/24, а также пунктом 1.4. Документации заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора и подавшие заявку на участие в конкурсе или аукционе. Участие в конкурсе или аукционе вправе принимать заявители, зарегистрированные в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru». В соответствии с пунктом 3.1.1 Организатор торгов в сроки, установленные настоящей Документацией, принимает решение о допуске (отказе в допуске) к участию в торгах Пользователей, подавших заявки. Организатор торгов в установленном порядке допускает Пользователей, чьи заявки на участие и прилагаемые к ним документы соответствуют требованиям, указанным в настоящей Документации. Согласно подпункту 10 пункта 3.1 Извещения для участия в Аукционе Претенденты должны подготовить и подать заявку по форме организатора торгов с необходимыми документами на участие в аукционе, в том числе документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка. В силу пункта 6.3 Извещения для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 5 процентов от начальной цены, указанной в Извещении. Задаток для участия в аукционе служит обеспечением исполнения обязательства победителя аукциона по заключению договора аренды. Согласно пункту 7.1 Извещения заявка на участие в аукционе должна быть подана в электронной форме на электронной торговой площадке. Перечень документов, которые должны быть приложены к заявке, изложен в пункте 3 Документации. В соответствии с пунктом 1.1.4. Документации подача заявки и перечисление денежных средств в качестве задатка осуществляется в электронной форме посредством функционала универсальной торговой площадки АО «Сбербанк АСТ» в соответствии с Регламентом Универсальной торговой платформы «Сбербанк АСТ» (далее УТП) и Регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» (далее ТС). Подавая заявку на участие в аукционе, Пользователь подтверждает, что он располагает данными об Организаторе торгов, предмете аукциона, начальной цене Имущества, величине повышения начальной цены («шаге аукциона»), дате, времени, месте проведения аукциона, порядке его проведения, в том числе о порядке оформления участия в аукционе, порядке определения Победителя, о порядке заключения договора аренды и его условиях, последствиях уклонения или отказа от подписания договора аренды (Пункт 1.1.5 Документации). В соответствии с пунктом 2.2.1 Документации под заявкой на участие в аукционе понимается представляемая пользователем посредством функционала и в соответствии с регламентом ЭТП форма, состоящая из данных, содержащихся в личном кабинете такого пользователя, а также документов, установленных в пункте 2.2.2 Документации. В силу пункта 2.2.5 Документации документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации и настоящей Документации. Заявки на участие в аукционе могут быть поданы лицами, соответствующими требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, способным заключить договор по результатам проведения аукциона. Заявки на участие в аукционе должны быть поданы посредством программных и технических средств ЭТП в форме одного электронного документа или нескольких электронных документов (сканированных копий оригиналов) согласно регламенту ЭТП (Пункты 2.3.2, 2.3.3 Документации). Согласно разделу 2 Документации, а также пунктам 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 Регламента торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А (далее Регламент) заявка подается в виде электронного документа, подписанного электронной подписью Претендента. Претендент заполняет электронную форму заявки и прикладывает предусмотренные извещением и документацией о торгах файлы документов, в том числе заявку по форме Организатора аукциона при наличии. В соответствии с пунктом 3.2.14 Регламента если извещением установлено условие о перечислении задатка и/или обеспечения оплаты услуг Оператора, и/или сбора за участие на реквизиты Оператора, Претендент для участия в торгах осуществляет перечисление денежных средств на банковские реквизиты Оператора, размещенные в открытой части УТП и ТС. В соответствии с пунктом 3.2.17 Регламента Представитель Претендента осуществляет действия в торговой секции в соответствии с функционалом электронной площадки и в электронной заявке указывает информацию о Претенденте. При этом в случае подачи заявки представителем Претендента, в Реестре участников торгов должны быть зарегистрированы представитель Претендента и Претендент в соответствии с требованиями ГИС Торги. Представитель Претендента осуществляет действия в ТС в соответствии с функционалом электронной площадки с учетом следующих особенностей: - подача, изменение, отзыв заявки осуществляются представителем Претендента из своего личного кабинета с использованием своей ЭП; - перечисление денежных средств в качестве задатка, обеспечения оплаты услуг Оператора, сбора за участие в аукционе на реквизиты Оператора осуществляется представителем Претендента (если извещением установлено перечисление задатка, обеспечения оплаты услуг Оператора, сбора за участие в аукционе на реквизиты Оператора); - проходит процедуру регистрации в Реестре участников торгов в ГИС Торги для участия в торгах, в отношении которых установлено данное требование; - подает заявку по форме представителя на участие в торгах, в отношении которых установлено требование о необходимости регистрации в Реестре участников торгов в ГИС Торги как Претендентов, так и их представителей; - в заявке на участие представитель Претендента указывает информацию о Претенденте и прикладывает файл документа, подтверждающего его полномочия (доверенность, договор и т.п.). В случае подачи заявки представителем Претендента, в Реестре участников торгов должны быть зарегистрированы представитель Претендента и Претендент в соответствии с требованиями ГИС Торги. Таким образом, Комиссией установлено, что Регламентом торговой секции «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А предусмотрены несколько форм электронных заявок, заполняемых в зависимости от личного или опосредованного участия претендента (участника). Комиссией также установлено, что в соответствии с Регламентом перечисление денежных средств в качестве задатка, обеспечения оплаты услуг Оператора, сбора за участие в аукционе в случае подачи заявки представителем претендента на реквизиты Оператора осуществляется представителем Претендента. Таким образом, Комиссия отмечает, что в соответствии с требованиями вышеуказанных положений Аукционной документации, а также Регламента Заявитель должен был обеспечить подачу заявки, соответствующей требованиям, установленным к ней как организатором торгов, так и оператором электронной площадки. Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявки представителем Заявителя были представлены следующие документы: - заявка на участие в аукционе, где заявителем указано ООО «...» как агент «...» по договору; - агентский договор; - выписка из ЕГРЮЛ на Агента; - учредительные документы Агента; - полномочия руководителя Агента; - копия ИНН «...»; - копия паспорта «...»; - заявление. Кроме того, в составе заявки представлено платежное поручение №198487 от 23.05.2025 об оплате задатка «...» Комиссия отмечает, что пунктом 3.1.3 Агентского договора обязанность по оплате задатка возложена на Принципала. Вместе с тем из представленных в материалы дела скриншотов электронной заявки Заявителя, следует, что при подаче последней посредством функционала УТП Сбер А агентом «...» - ООО «...» была выбрана некорректная форма электронной заявки, поскольку Электронная заявка пользователем ООО «...» подана в ТС «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А по форме заявки, предназначенной для ее подачи лично претендентом/участником и содержит сведения только о претенденте/участнике, в то время как корректная в данном случае форма заявки, предназначенная для ее подачи представителем (доверенным лицом, в т.ч. агентом) содержит также сведения о таком представителе: доверенном лице/агенте. Доказательств обратного в материалы дела Заявителем не представлено. Таким образом, ООО «...» автоматически был присвоен статус «Участник», и в графе «Заявка подана представителем» установлено «нет», что подтверждается скриншотом Журнала приема заявок. К заявке ООО «...» приложены документы «...», агентский договор между ними и заявка, где Заявителем выступает ООО «...» как агент «...». Однако, поскольку ООО «...», подав заявку в ТС «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А по форме заявки, предназначенной для ее подачи лично претендентом/участником, мог быть рассмотрен Организатором торгов только как претендент/участник. Принимая во внимание изложенное, а также то, что согласно положениям Документации и Регламента оплата задатка производится либо претендентом/участником, либо представителем претендента в случае подачи заявки таковым, представленное в составе заявки ООО «...» платежное поручение об оплате задатка «...» не могло быть принято Организатором торгов как доказательство оплаты задатка участником/претендентом ООО «...». При этом Комиссия отмечает, что форма электронной заявки, предназначенной для ее подачи доверенным лицом (представителем, поверенным лицом) за доверителя, агентом за принципала, содержит разделы как «Сведения о пользователе (представителе: доверенном лице/агенте), так и «Сведения о претенденте/участнике», что позволяет получить сведения о регистрации как Претендента, так и представителя Претендента на ГИС торгах и предоставить статус «Участник» и «Представитель», соответственно. Кроме того, Комиссия отмечает, что в виду того, что заявка подана не по форме заявки, предназначенной для ее подачи доверенным лицом (представителем, поверенным лицом) за доверителя, агентом за принципала, в ней отсутствуют сведения о регистрации участника «...» на сайте ГИС Торги, в связи с чем не представляется возможным заключение договора в электронном виде, поскольку в таком случае участником и, соответственно, стороной по договору аренды может выступать только ООО «...». При этом неверный выбор формы заявки заведомо влечет формирование некорректных сведений о субъектном составе участников аукциона. Данные обстоятельства приводят к последующему формированию в автоматическом режиме некорректного протокола рассмотрения заявок. В связи с этим ошибочное заполнение заявки представителем Претендента (Участника), поименованного в ней в качестве участника, само по себе не позволило бы в последующем сформировать корректный состав участников аукциона, указанный в протоколе рассмотрения заявок. При этом Комиссия учитывает, что Заявитель конклюдентно согласился (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия Аукционной документации в момент подачи им заявки на участие в спорной процедуре торгов. Довод жалобы о том, что к заявке «...» были приложены сведения о «...», не опровергает изложенного выше, поскольку порядок участия в аукционе (в том числе в части выбора и заполнения соответствующей заявки) заранее был в равной степени доступен всем претендентам. Таким образом, ООО «...», представляя интересы «...», не был лишен возможности ознакомиться с документацией и регламентом ТС «Приватизация, аренда и продажа прав» УТП Сбер А до обращения с заявкой, выбрать нужную форму заявки и заполнить ее в соответствии с установленными правилами. Напротив, принятие такой заявки Организатором торгов привело бы к нарушению прав других претендентов на участие в конкурентной процедуре. С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что заявка Заявителя правомерно отклонена Организатором торгов по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок от 27.05.2025, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов нарушения требований действующего законодательства о закупках. При этом Комиссия принимает во внимание, что при подаче посредством функционала ЭТП некорректной формы заявки, предусмотренной для подачи последней претендентом лично с приложением платежного поручения об оплате задатка иным лицом - «...», Заявитель сам создал риск отклонения такой заявки, в то время как Организатор торгов действовал в строгом соответствии с требованиями Документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке. При таких обстоятельствах, с учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя о нарушении Организатором торгов установленного Аукционной документацией порядка отклонения Заявок не нашли своего документального подтверждения. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы в указанной части. Относительно доводов Заявителя о наличии в действиях Организатора торгов признаков сговора Комиссия отмечает, что жалоба заявителя рассматривается в рамках процедуры в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалованию подлежат действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Учитывая, что рассмотрение вопроса о наличии сговора лиц подлежат рассмотрению в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения позиции Заявителя по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем вышеизложенное не лишает права Заявителя обратиться в антимонопольным орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции с приложением необходимых документов и описанием существа правонарушения. При этом в части доводов о возможном наличии признаков картельного сговора ответ будет дан дополнительно. На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов в части доводов о неправомерности отклонения заявки Заявителя необоснованной, в части наличия признаков картельного сговора оставить без рассмотрения в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 06.06.2025 № ФК/23487/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/3e90ef54-d32e-44b3-ac78-daf86a6ddcb0/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №26481/25 б/а от 27 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7652/2025 .... на ООО «Пятая кабельная» Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 066/01/17-151/2025 о нарушении антимонопол... от 27 июня 2025 г. Управление: Свердловское УФАС России Дело : Дело №066/01/17-151/2025 066/01/17-151/2025 Решение Решение №26325/25 б/а от 27 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7811/2025 ООО «АСТКОН» на «...» Решение Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-598/2025 от 27 июня 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-598/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №ИГ/7681/25 Решение от 27 июня 2025 г. Управление: Ставропольское УФАС России Дело : Дело №026/07/3-1314/2025 жалоба ООО "СносСтройИнвест" на действия заказчика Пятигорск... |