Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение №1074/01.4-21 Решение по делу от 8 июля 2025 г. Дело №080/07/3-35/2025 Жалоба №84/01.4-23 из базы решений ФАС (№1867937) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Донецкое УФАС России
Дело : Дело №080/07/3-35/2025 Жалоба №84/01.4-23
Сфера деятельности: Контроль закупок


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

РЕШЕНИЕ

по делу № 080/07/3-35/2025

по результатам рассмотрения жалобы на действия Заказчика

07.07.2025                                                                                               г. Донецк

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Донецкой Народной Республике по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее  Комиссия) в составе:

председателя Комиссии - М.

членов Комиссии:

В.,

Д.

           при подключении посредством интернет-видеоконференцсвязи через программу «TrueConf» представителя общества с ограниченной ответственностью «СТК ГРУПП» И. (доверенность № 01/02/888 от 25.11.2024), при очном участии представителей государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания» О. (доверенность от 15.01.2025 № 61), Б. (доверенность от 25.03.2025 №61/1),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТК ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика - государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания»  при проведении открытого запроса котировок  в электронной форме «Поставка экскаватора-погрузчика ЭО-2626 или эквивалента (ОКПД2  28.92.27.119)», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона   «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года №135-ФЗ (далее  Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Донецкое УФАС России 02.07.2025 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «СТК ГРУПП» на действия Заказчика - государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания» (далее - ГУП ДНР «РТК») при проведении открытого запроса котировок в электронной форме «Поставка экскаватора-погрузчика ЭО-2626 или эквивалента (ОКПД2  28.92.27.119)»,  (извещение № 32514958974).

 В жалобе Заявитель просит провести проверку закупки № 32514958974, потребовать от Заказчика сведения о возможности производства и поставки техники любого иного производителя, кроме «ЭО-2626», обязать Заказчика расширить значения характеристик закупаемого товара, признать действия Заказчика незаконными и необоснованными, отменить протоколы, составленные в ходе определения поставщика, обязать ГУП ДНР «РТК» внести изменения в закупочную документацию и устранить нарушения ч. 6.1 ст 3, п. 3 ч. 6.1 ст3, п.п. 1-3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 Рассмотрение жалобы № 080/07/3-35/2025 назначено на 07.07.2025.                       О времени и месте рассмотрения жалобы организатор и иные лица уведомлены (исх. № 1019/01.4-21 от 03.07.2025) посредством электронной почты.

В соответствии с уведомлением Донецкого УФАС России от 03.07.2025  № 1019/01.4-21 государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания» представлены возражения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии представитель ООО «СТК ГРУПП» поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представители государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания» на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу Заявителя необоснованной, высказались согласно возражениям на жалобу, отметив следующее:

«В Извещении при указании предмета закупки Заказчик указал возможность закупки эквивалента запрашиваемого товара. Таким образом, сведения о возможности производства и поставки техники любого иного производителя, кроме ЭО-2626, соответствующего установленным Заказчиком техническим характеристикам, указаны в закупочной документации, а именно в Извещении и Описании предмета закупки.

В приложении к закупочной документации Техническое задание №1, на которое Заявитель ООО «СТК ГРУПП» ссылается при обосновании жалобы на действия Заказчика, указаны параметры и технические характеристики специальной техники, которая необходима Заказчику для реализации хозяйственной потребности. Согласно п. 2 ч. 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Таким образом, с целью более четкого и детального описания предмета закупки Заказчик приложил к закупочной документации Техническое задание №1 с четким указанием требуемых характеристик и фотографией необходимой для реализации хозяйственной потребности специальной техники, а именно Экскаватора-погрузчика ЭО-2626. При этом в Извещении четко указана возможность закупки эквивалента.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» одним из принципов, которыми руководствуется Заказчик, является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика. Таким образом, для эффективного расходования денежных средств и сокращения издержек, Заказчик, согласно п. 2 ч. 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» указал в приложенном Техническом задании №1 точное и четкое описание характеристик предмета закупки на примере Экскаватора-погрузчика ЭО-2626, при этом не ограничивая конкуренцию и не нарушая п. 2 ч. 6.1. ст. 3 и п. 3 ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», указывая в Извещении и Описании предмета закупки возможность поставки эквивалента.

В жалобе Заявитель указывает, что поставка товара с идентичными характеристиками, указанными Заказчиком, возможна только от одного производителя  ОАО «Пинский завод средств малой механизации». Данное утверждение Заявителя ООО «СТК ГРУПП» не отражает действительность, поскольку в Извещении предусмотрена поставка эквивалента, а не идентичного товара, а так же, при выборке производителей товара с необходимыми техническими характеристиками с использованием сети интернет, работниками Заказчика на момент подготовки данного возражения на жалобу Заявителя найдено семь предприятий, производящих эквивалентный товар.

Обращаем Ваше внимание на то, что дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок установлены в Извещении  03.07.2025г. 08:00 (по московскому времени). Жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уведомление УФАС №1019/01.4-21 от 03.07.2025 размещены на ЭТП ГПБ в 11:40 03.07.2025. Таким образом, удовлетворение требования Заявителя ООО «СТК ГРУПП» о внесении изменений в документацию о закупке может нарушать принципы, установленные в Федеральном законе от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку котировочные заявки участников торгов уже получены Заказчиком в количестве девяти штук.

При этом, рассмотрение жалобы на состав документации о закупке осуществляется после окончания срока подачи котировочных заявок и реализация права Заявителя ООО «СТК ГРУПП» на оспаривание положений закупочной документации за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения. Данной позиции придерживался Девятый арбитражный суд апелляционного суда по делу №А40-213863/2024 и изложил ее в Постановлении от 20.02.2025 № 09АП-83557/20 по указанному делу.

Так же сообщаем, что протокол подведения итогов запроса котировок отсутствует, поскольку на данный момент итоги не подведены, победитель торгов не выбран. Таким образом, протокол подведения итогов и котировочные заявки участников закупки не предоставляются для рассмотрения жалобы Заявителя ООО «СТК ГРУПП» с целью соблюдения норм Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и неразглашения положений котировочных заявок участников до выбора победителя торгов и опубликования итогового протокола.» (орфография и пунктуация автора сохранены).

          Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок  на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  Закон № 223) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы нарушения со стороны Заказчика выразились в ненадлежащем формировании документации.

Как указывает Заявитель, установленные в техническом задании параметры необходимого к поставке товара, существенно ограничивают круг потенциальных участников Закупки, поскольку исключают возможность поставки эквивалентного товара.

Проведение открытого запроса котировок в электронной форме проводилось в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товара, работ, услуг для нужд ГУП ДНР «РТК», утвержденным приказом от 23.05.2025 № 120 (далее  Положение о закупке).     

Извещение № 32514958974 и документация о проведении открытого запроса котировок в электронной форме размещены 19.06.2025 на официальном сайте по адресу в сети Интернет: http://www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://www.etpgpb.ru.

Согласно извещению предметом запроса котировок в электронной форме является поставка в собственность заказчика экскаватора-погрузчика  ЭО-2626-01 или эквивалента.  

Дата начала подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме: 19.06.2025 г. с момента публикации в ЕИС.

  Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме: 03.07.2025 в 08.00 (по московскому времени).

  Дата и время рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов в запросе котировок в электронной форме: не позднее 17:30 07.07.2025.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

   В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223 Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки,  к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации   о закупке.

В силу части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией  на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки,  за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация  о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке,  за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в п. 4.2 Извещения о закупке  и Приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме (Описание предмета закупки) при указании предмета закупки Заказчик указал возможность закупки эквивалента запрашиваемого товара.

Кроме того, 20.06.2025 размещены разъяснения положений документации о закупке товаров, работ, (извещение № 32514958974): «Ответ на пункт 1. Торги осуществляются на приобретение готового изделия с возможностью предложить эквивалент. Мы не покупаем отдельные комплектующие. Как эквивалент запрашиваемого товара вы можете предложить то, что посчитаете нужным, но соответствующее указанным техническим характеристикам.» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Комиссия отмечает, что одной из целей Закона № 223-ФЗ является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Из взаимосвязи положений Закона о закупках следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие  к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Относительно довода Заявителя о необходимости проведения проверки закупки № 32514958974 Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок соблюдения положений Закона № 223 в отношении действий субъектов контроля при закупке товаров, работ и услуг в соответствии с Законом № 223.

  Частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), принимает решение   о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

   1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТК ГРУПП» на действия (бездействие) заказчика - государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики «Республиканская Топливная Компания» при проведении открытого запроса котировок   в электронной форме «Поставка экскаватора-погрузчика ЭО-2626 или эквивалента (ОКПД2  28.92.27.119» (извещение № 32514958974)», необоснованной.  

2. Снять ограничения, установленные уведомлением Донецкого УФАС России о поступлении жалобы от 03.07.2025 № 1019/01.4-21.

3. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                     М.

 

Члены Комиссии                                                                В.

                                                                                              Д.

 


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/donetskoe-ufas-rossii/9ef47efe-fea3-4314-9d7e-cb3399f1df26/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №ИГ/8046/25 Решение от 8 июля 2025 г.
Управление: Ставропольское УФАС России
Дело : Дело №026/10/5-1384/2025 заявление АО «Почта России» в лице УФПС Ставропольского края...


Решение
Решение №28/63790/25 Решение 223фз-299/25 от 8 июля 2025 г.
Управление: Управление контроля размещения государственного заказа


Решение
Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-432/2025 о нарушении антимонопол... от 8 июля 2025 г.
Управление: Волгоградское УФАС России
Дело : Дело №034/01/10-432/2025 АМЗ


Решение
Решение №28/63801/25 Решение 223фз-301/25 от 8 июля 2025 г.
Управление: Управление контроля размещения государственного заказа







Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru