База решений ФАС
Решение №02/16470/25 Т02-312/25 по жалобе ООО "ЦКТИ" от 10 июля 2025 г. из базы решений ФАС (№1868033) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по жалобе №Т02-312/25
07 июля 2025 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: <...> ; с участием представителей ООО "ЦКТИ" (далее Заявитель), ПАО «ТГК-1» (далее Заказчик) и ООО «ГЭХ Закупки» (далее - Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ЦКТИ" (вх. 14744-ЭП/25 от 20.06.2025) на действия ООО «ГЭХ Закупки» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме КО №2629/КО - Оказание услуг по аналитической обработке информации с подготовкой заключения по результатам рассмотрения Стандарта организации ПАО «ТГК-1» и участие в работе комиссии для принятия решения о применении вида организации ремонта по техническому состоянию для тихоходных, низконапорных гидроагрегатов, эксплуатируемых на гидроэлектростанциях ПАО «ТГК-1» (D25NP00551) (извещение №32514902815, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 мая 2025 года на официальном
сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее Официальный сайт) было опубликовано извещение
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "ТГК-1", версия 30 от 11.12.2024 (далее Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
2. В жалобе Заявитель оспаривает требование п. 5.1.5 Технического задания Документации, согласно которому участник закупки должен быть аккредитован в соответствии с требованиями п. 11 «Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики» (утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013, с изменениями от 19.12.2023 приказ № 1180), так как указанный пункт требует аккредитации экспертной организации в национальной системе аккредитации, в то время как возможность аккредитации экспертной организации в сфере энергетики в Национальной системе аккредитаций отсутствует. Заявитель сообщает, что 09.06.2025 им направлялся запрос с просьбой об уточнении положений п. 5.1.5 Технического задания Документации, ответ на данный запрос копировал п. 5.1.5 Технического задания Документации и не содержащий каких-либо пояснений. Заявитель полагает, что п. 5.1.5 Технического задания Документации содержит заведомо невыполнимое требование, а отказ Заказчика от пояснения его разъяснения допускает возможность произвольного принятия решения о допуске участников к процедуре закупки. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя. Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №02/15037/25 от 25 июня 2025 года, представлены в заседание Комиссии. В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 15-00 (МСК) 07.07.2025.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам: В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке. ПАО «ТГК-1» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила. Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика. Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также, требования к участникам такой закупки. Согласно п. 7.3.1.9. Положения о закупках Документация должна содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе и специальные требования, определенные в Разделе 8 Документации «Техническое задание». Так, в соответствии с п. 2.1. Технического задания Документации исполнитель по договору, помимо прочих услуг, принимает участие в работе комиссии для принятия решения о применении вида организации ремонта тихоходных, низконапорных гидроагрегатов (в составе гидротурбина и гидрогенератор), эксплуатируемых на гидроэлектростанциях ПАО «ТГК-1», по техническому состоянию. Для оказания вышеуказанной услуги в соответствии с п. 5.1.5. Технического задания Документации участник закупки должен быть аккредитован в соответствии с требованиями п. 11 «Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики» (утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 г. № 1013, с изменениями от 19.12.2023 г. приказ № 1180) для согласования решений, принимаемых субъектами электроэнергетики. Представители Организатора торгов пояснили, что необходимость установления данного требования к участникам закупки обусловлено положениями действующего законодательства. Так, согласно ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии осуществляется государством. В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 02.03.2017 г. № 244 (ред. От 27.12.2024 г.) «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации утверждает нормативные правовые акты в области электроэнергетики, устанавливающие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии в том числе и требования к контролю технического состояния объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и организации субъектами электроэнергетики ремонтной деятельности, включая требования к проведению расчета вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования электрических станций и электрических сетей, а также оценки последствий такого отказа. Во исполнение данных норм приказом Минэнерго России от 25.10.2017 г. № 1013 утверждены Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики (далее - Правила № 1013). В соответствии с п. 11 Правил № 1013 вид организации ремонта по техническому состоянию основного энергетического и электротехнического оборудования может применяться при наличии у субъекта электроэнергетики ЛHA, разработанного им, в том числе на основании отзывов (предложений и рекомендаций) организации-изготовителя оборудования и (или) экспертной организации, аккредитованной в области электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п. 1 Положения о федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Таким образом, требование к участнику закупки, установленное п. 5.1.5. Технического задания, заключается в том, что участник закупки должен быть аккредитован Росаккредитацией на выполнение работ, являющихся предметом настоящего договора, что может быть подтверждено копией аттестата аккредитации либо выпиской из реестра аккредитованных лиц. Представители Организатора торгов пояснили, что данное требование основано на законах и подзаконных нормативных актах, является конкретным и расширительному толкованию не подлежит. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив представленные сторонами документы и сведения, приходит к выводу о том, что установленное п. 5.1.5. Технического задания Документации требование не может быть признано неисполнимым в той мере, в которой указанное требование сформулировано в Документации. На основании ч. 2 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В силу ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Согласно ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора. 19.06.2025 в 16:30 (МСК) Организатором торгов размещены запрос и разъяснения положений документации о закупке товаров, работ, услуг следующего содержания: «Вопрос 1: Просим разъяснить, в каком качестве и по какому стандарту должен быть аккредитован Исполнитель работ. Ответ 1: Исполнитель должен быть аккредитован согласно п.5.1.5 Технического задания. ПАО «ТГК-1» при подготовке Технического задания руководствовался требованиями п.11 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утверждённых Приказом Минэнерго от 25.10.2017 №1013 (зарегистрировано в Минюсте России 26 марта 2018 г. N 50503), с изменениями, утверждёнными Приказом от 19.12.2023 № 1180 (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2024 г. N 77984). Вопрос 2: Наличие в области аккредитации организации подобласти/стадии инспекции: согласование решений, принимаемых субъектами электроэнергетики. Начиная с 2023 года область аккредитации заполняется исключительно в Конфигураторе на сайте Росаккредитации, не допускающего ввода подобласти/ стадии инспекции «согласование решений, принимаемых субъектами электроэнергетики». Таким образом п. 5.2.6 ТЗ для участия в закупке допускается только одна организация в РФ, прошедшая аккредитацию в 2018 году. до введения в действие конфигуратора. Предлагаем исключить указанное требование, как направленное на обеспечение неконкурентных преимуществ конкретной организации. Ответ 2: п. 5.2.6 исключен из Технического задания». Из указанного следует, что Организатором торгов не применялось дополнительных требований к качеству и стандарту аккредитации исполнителя работ, не включенных в Документацию, что свидетельствует о соблюдении Организатором торгов ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ при предоставлении разъяснений. Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя,
4. Рассмотрев жалобу ООО "ЦКТИ" (вх. 14744-ЭП/25 от 20.06.2025) на действия ООО «ГЭХ Закупки» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме КО №2629/КО - Оказание услуг по аналитической обработке информации с подготовкой заключения по результатам рассмотрения Стандарта организации ПАО «ТГК-1» и участие в работе комиссии для принятия решения о применении вида организации ремонта по техническому состоянию для тихоходных, низконапорных гидроагрегатов, эксплуатируемых на гидроэлектростанциях ПАО «ТГК-1» (D25NP00551) (извещение №32514902815), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ООО «ГЭХ Закупки» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА: Признать жалобу ООО "ЦКТИ" (вх. 14744-ЭП/25 от 20.06.2025) на действия ООО «ГЭХ Закупки» (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме КО №2629/КО - Оказание услуг по аналитической обработке информации с подготовкой заключения по результатам рассмотрения Стандарта организации ПАО «ТГК-1» и участие в работе комиссии для принятия решения о применении вида организации ремонта по техническому состоянию для тихоходных, низконапорных гидроагрегатов, эксплуатируемых на гидроэлектростанциях ПАО «ТГК-1» (D25NP00551) (извещение №32514902815) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/sankt-peterburgskoe-ufas-rossii/998d1adb-c2be-41ea-87bf-4ccb5ff51857/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №5013/25 Решение РНП № 25-227/04-2025 от 10 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации ГБУЗ "Краевая детская клиническая больница №1" ИНН: 2460213604 ООО Концерн безопасности «СОБР» ИНН: 2540112802 Решение Решение №02/16475/25, 02/16476/25 Т02-316/25 по жалобе ООО "РСК Крепость" от 10 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №ЕТ/16469/25 Т02-308/25 по жалобе АО "НИИ Экологического и Генерального п... от 10 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение б/н не вкл от 10 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/10/5-564/2025 орк Решение Решение №04-05/3707/25 см. файл от 10 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/105-600/2025 см. файл |