База решений ФАС
Решение №04-05/3885/25 см. файл от 16 июля 2025 г. Дело №029/06/105-616/2025 см. файл из базы решений ФАС (№1868337) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/105-616/2025 см. файл Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ 16 июля 2025 года г. Архангельск Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее Комиссия Архангельского УФАС России) в составе: на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в присутствии представителей от: Заявителя: Кислякова М.М. (протокол от 09.01.2024 № 5); Заказчика: Поповича П.Д. (доверенность от 14.07.2025 № 10); Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 23.04.2025 № 109-Д). УСТАНОВИЛА: 09 июля 2025 года в Архангельское УФАС России уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Экспертная компания «Ведущий инженер» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБПОУ Архангельской области «Архангельский педагогический колледж» (далее Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания общежития (извещение № 0124200000625003679). Содержание жалобы: Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе». Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 14.07.2025 № 478. Уполномоченный орган письмом от 14.07.2025 № 314-05-383 направил объяснение по жалобе. Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего. В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков. Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп). Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки. 03.07.2025 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000625003679 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания общежития (далее Извещение). Начальная (максимальная) цена контракта 3 438 666,67 руб. Оператор электронной площадки ООО «РТС-тендер». 1. В своей жалобе Заявитель указывает, что начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком не корректно и противоречит требованиям Приказа Минстроя РФ 841/пр от 23.12.2019. Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» Полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Архангельское УФАС России не уполномочено на осуществление контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, так как не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, у Комиссии Архангельского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения довода Заявителя в части нарушения порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. 2. По мнению Заявителя, требование Извещения о согласовании наружной отделки с отделом Архитектуры города Архангельска, противоречит пункту 16 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ, нарушает принципы конкуренции, установленные в части 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе», поскольку подача документов на бумажном носителе на рассмотрение подразумевает личную явку представителя Исполнителя в органы исполнительной власти города Архангельска. Частью 8 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частями 1, 2 статьи 40.1 ГрК РФ архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах территорий, предусмотренных частью 5.3 статьи 30 данного Кодекса, за исключением следующих случаев: 1) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства не требуется в отношении объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется; 2) объектов, для строительства или реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство; 3) объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в пользовании учреждений, исполняющих наказание; 4) объектов обороны и безопасности, объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства; 5) иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные данным Кодексом. Предметом закупки является разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания общежития. Пунктом 5 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: проект контракта. В пункте 21.15. Задания на проектирование (приложение №1 к проекту контракта) указаны требования к наружной отделке: «наружную отделку согласовать с Департаментом градостроительства Администрации городского округа "Город Архангельск" и Заказчиком, предусмотреть актуальные архитектурно-художественные и цветовые решения, гармонирующие с окружающими застройками (регламент оказания муниципальной услуги размещен на официальном интернет-портале Администрации городского округа «Город Архангельск»). На сайте Администрации города Архангельска в интернете https://www.arhcity.ru/ в разделе «Муниципальные услуги. Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории городского округа «Город Архангельск»» указано, что прием документов для согласования осуществляет Отдел регистрации и контроля исполнения документов департамента протокола и общественных связей Администрации городского округа "Город Архангельск". Также указан адрес, телефоны и часы приема документов. Заявителем при предоставлении муниципальной услуги является правообладатель объекта капитального строительства в случае реконструкции объекта капитального строительства. От имени физических лиц вправе выступать: - представитель физического лица при представлении доверенности, подписанной физическим лицом и оформленной в соответствии с гражданским законодательством; - законный представитель физического лица при представлении документов, подтверждающих права законного представителя. От имени юридических лиц вправе выступать: - руководитель организации при представлении документов, подтверждающих его полномочия; - представитель организации при представлении доверенности, подписанной руководителем организации или иным уполномоченным на это лицом в соответствии с законом и учредительными документами организации. Исходя из вышеизложенного, Комиссия делает вывод о том, что требование Заказчика о согласовании наружной отделки не противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ и ФЗ «О контрактной системе», а также не является требованием, сужающим круг участников закупки по территориальному признаку нахождения исполнителя, поскольку согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2025 на участие в закупке подано 9 заявок ( в том числе участников из Вологодской, Курской, Архангельской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, а также сам Заявитель), что свидетельствует о согласии участников на исполнение обязательства по указанному выше согласованию. Следовательно, довод Заявителя является необоснованным. 3. Заявитель считает, что в Извещении должны быть установлены требования к участникам закупки о членстве участников закупки в СРО в области инженерных изысканий, так как перечень работ, которые необходимо выполнить в рамках исполнения контракта (проведение обследования технического состояния строительных конструкций) отнесен Постановлением Правительства РФ №20 от 19.01.2006 к отдельным видам специальных изысканий. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», заказчик при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии с частью 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона. В силу части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ. Как указывалось выше, предметом данной закупки является разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания общежития. В разделе Извещения «Преимущества и требования к участникам» установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе»: «Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в отношении объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сведения об участнике закупке должны содержаться в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, при этом: Уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее цены, приложенной участником закупки. Уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не менее цены, предложенной участником закупки. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования в случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Между тем, согласно части 6 статьи 47 ГрК РФ виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 раздела II Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее Постановление № 20) одним из специальных видов инженерных изысканий является обследование состояния строительных конструкций зданий и сооружений. В пункте 14 Задания на проектирование (приложение №1 к проекту контракта) указано следующее: «Необходимость выполнения технического обследования здания: выполнить в объеме, необходимом для разработки проектно-сметной документации». Согласно пункту 4 Постановления № 20 основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий. Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что необходимость выполнения работ по техническому обследованию здания на данном этапе определить не представляется возможным. При этом, в случае такой необходимости, согласно пункту 4.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, Подрядчик имеет право привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков. Кроме того, в случае установления требования о членстве участников закупки в СРО в области инженерных изысканий, Заказчик ограничит круг участников закупки. Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о том, что указанные выше действия Заказчика и Уполномоченного органа не нарушают требования законодательства. Таким образом, довод Заявителя является необоснованным. 4) Заявитель указывает, что задание на проектирование не содержит ссылок на конкретные пункты нормативных актов технического регулирования, что является нарушением требований ФЗ «О контрактной системе» в части полноты требований, предъявляемых к результатам работ. В силу части 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе» информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. При этом, согласно пунктам 2.1 и 2.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, работы должны быть выполнены Подрядчиком в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации для оказания данных работ. Если в отношении выполняемых работ установлены требования энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то такие работы должны соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности. Кроме того, в Задании на проектирование (приложение №1 к проекту контракта) указано следующее: «11.7 Уровень ответственности (устанавливаются согласно пункту 7 части 1 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": нормальный; & 21.14 & Прокладка электрики и слаботочных систем в коридорах требуется с маркировкой FRHF в огнестойких кабельных линиях в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; & 24.1.1 Устройство новой системы отопления с трубопроводами металлическими из нержавеющей стали и биметаллическими радиаторами в соответствии с СП 60.13330.2020; & 28. пп. 5. Внутренние поручни и ограждения для инвалидов выполнить согласно действующих нормативов. При выполнении раздела руководствоваться требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; & 30. Требования к соблюдению безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в объекте и требования к соблюдению безопасного уровня воздействия объекта на окружающую среду: Предусмотреть решения в соответствующих разделах проектно-сметной документации, соответствующие требованиям актуальных нормативных документов; & 38. & После проведения процедуры технического обследования здания Подрядчик обязан передать Заказчику отчет, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2024 «ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. Правила обследования и мониторинга технического состояния» & Проектную документацию оформить согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в части, касающейся проведения капитального ремонта объекта капитального строительства; 39. & Глава 8 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» определяется по установленным нормативам графы 7 и 8 согласно постановлению Правительства РФ от 21 июня 2010 г. №468; & Коэффициенты, учитывающие условия производства работ и усложняющие факторы, применять только при обосновании проекта организации строительства, в том числе и коэффициенты, утверждённые приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 августа 2020 года № 421/пр; & 41. Требования о применении при разработке проектно-сметной документации документов в области стандартизации, не включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ: не установлены». Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее. Заказчик не может и не должен владеть знаниями всех технических норм, установленных действующим законодательством Российской Федерации для производства проектных работ. В связи с этим, Заказчиком и Уполномоченным органом и проводится определение подрядчика среди профессионалов в сфере архитектурно-строительного проектирования, обладающих специальными знаниями. При Заказчиком, Уполномоченным органом при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе». Следовательно, довод Заявителя является необоснованным. При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено. Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, РЕШИЛА: 1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экспертная компания «Ведущий инженер» необоснованной. 2. Передать материалы дела в Контрольно-ревизионную инспекцию Архангельской области для проведения контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/arhangelskoe-ufas-rossii/2e97ed1d-8b88-468c-b8c5-66fa898f2dab/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н - от 17 июля 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/07/3-806/2025 Жалоба №6299-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №28937/25 б/а от 17 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8563/2025 ООО «МЕДТЕХСЕРВИС» на ГАУ ИНПЦ «Гормедтехника» Решение Решение №054/01/18.1-1867/2025 в отношении администрации Дзержинского района города Новосиб... от 17 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1867/2025 в отношении администрации Дзержинского района города Новосиб... Решение Решение б/н об оставлении жалобы П. С.В. без рассмотрения от 16 июля 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/10/18.1-654/2025 Жалоба П. С.В. на действия ООО "Профимедико" Решение Решение б/н по жалобам ООО "УК "Маттерхорн", ООО "Спорт-Мэйджор" от 16 июля 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/07/3-634/2025 Жалоба №9715-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок |