База решений ФАС
Решение №28/68331/25 Решение 223ФЗ-331/25 от 21 июля 2025 г. . Участники: ОАО "РЖД", ООО «РТС-тендер», ООО "Эксперт", . из базы решений ФАС (№1868410). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-331/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эксперт» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
16.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № 77 АД 2177475), ООО «Эксперт»: <...> (доверенность от 28.03.2025 № 02), представители ООО «РТС-тендер» (далее Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «Эксперт» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки с монтажом модульного вокзала, с производством работ по благоустройству территории на остановочном пункте Курчатов Московской железной дороги (извещение № 123/ЗПЭ-ЦДПО/25, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Эксперт» (далее Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки с монтажом модульного вокзала, с производством работ по благоустройству территории на остановочном пункте Курчатов Московской железной дороги (извещение № 123/ЗПЭ-ЦДПО/25, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее Запрос предложений, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 27.06.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД от 26.03.2024 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений (далее Извещение), документацией о проведении Запроса предложений (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно доводам Жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: 1. Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по подкритерию «Квалификация персонала» (далее Подкритерий) критерия «Квалификация участника» (далее Критерий). 2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Запросе предложений от 02.07.2025 № 123/ЗПЭ-ЦДПО/25/1 (далее Протокол). 3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено избыточное количество квалифицированного персонала, необходимого для оказания услуг. Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее. 1. Согласно доводу Жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя по Подкритерию Критерия. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Так, пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен в том числе Подкритерий Критерия. В соответствии с Подкритерием опыт участника закупки оценивается путем деления количества квалифицированного персонала, задействованного в оказании услуг, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на количество квалифицированного персонала, необходимое для оказания услуг, по формуле:
где: J=1...n, n количество участников Aj количество баллов j-ого участника; Пj количество квалифицированного персонала по каждой профессии, задействованного в выполнении работ имеющегося у jого участника; Пk количество квалифицированного персонала по каждой профессии, необходимое для выполнения работ:
N максимально возможный балл по каждой профессии:
Если количество квалифицированного персонала по каждой профессии, задействованного в выполнении работ, равно или больше количества квалифицированного персонала по каждой профессии, необходимого для выполнения работ, то участнику сразу присваивается N баллов. Полученные за персонал по каждой профессии баллы, имеющиеся у jого участника, суммируются. Максимальное количество баллов по пункту 2.2. настоящего приложения к документации запроса предложений 20 баллов. Для подтверждения наличия опыта оказания услуг, установленного Подкритерием, участник в составе заявки должен представить: документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизиты патентов, паспорта гражданина РФ); копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на выполнение работ по предоставлению персонала; действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно: диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке и/или иные документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию; действующие документы, подтверждающие присвоение разряда квалифицированного персонала, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно, диплом и/или свидетельство и/или удостоверение. согласие каждого субъекта персональных данных, указанного в пункте 2.2. приложения № 1.4 Документации, на обработку его персональных данных ОАО «РЖД» в целях получения подтверждения сведений, указанных в заявке участника, необходимого для выполнения работ по предмету запроса предложений, по форме приложения № 1.3 Документации (далее Согласия). патенты (копия основной и обороной стороны), выданные в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, за исключением иностранных граждан государств, являющихся членами Евразийского экономического союза). Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что Заявителем в составе заявки для подтверждения наличия опыта в целях получения баллов по Подкритерию Критерия представлены документы на 1 бригадира, 4 сигналистов, 21 монтажника, 3 электросварщиков, 2 электромонтеров. Ввиду чего, согласно представленному Заявителем расчету, Заказчику следовало оценить заявку Заявителя по Подкритерию Критерия в 15,49 баллов. Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заявке Заявителя по Подкритерию Критерия присвоено 0 баллов, поскольку в представленных Заявителем Согласиях отсутствует перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон о персональных данных) обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом о персональных данных. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Частью 1 статьи 9 Закона о персональных данных установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Законом о персональных данных. Согласно Протоколу от 16.01.2025 № 2987/ОКЭ-ДЖВ/24/2 заявке Заявителя по Подкритерию присвоено 0 баллов. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 9 Закона о персональных данных согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных. Комиссией ФАС России установлено, что в представленных Согласиях отсутствует указание на обработку сведений об образовании, в связи с чем Заказчиком не учтен опыт по Критерию. Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения. 2. Согласно доводу Жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим сформирован Протокол, а именно Заказчиком в Протоколе не отражена информация о расчете баллов в соответствии с порядком оценки Документации. Частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в протоколе, составляемом в ходе осуществления конкурентной закупки. Пунктом 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Также пунктом 4 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что протокол должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок. Таким образом, Закон о закупках не устанавливает обязанность заказчиков отражать в протоколах, составляемых в ходе проведения закупочной процедуры и итоговом протоколе информацию подробном расчете принятых к оценке договоров. Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода Жалобы в вышеуказанной части, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения. 3. Заказчиком в Документации неправомерно установлено избыточное количество квалифицированного персонала, необходимого для оказания услуг. При этом ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Согласно информации, размещенной в Документации, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений 19.06.2025 12:00 (МСК). Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Жалоба направлена Заявителем в ФАС России 09.07.2025, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем данный довод не подлежит рассмотрению. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Эксперт» (ИНН: 9718039360; ОГРН: 5167746424820) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки с монтажом модульного вокзала, с производством работ по благоустройству территории на остановочном пункте Курчатов Московской железной дороги (извещение № 123/ЗПЭ-ЦДПО/25, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), необоснованной. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/45c8e62e-36df-4f58-9896-fdd6f082fa4f/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ИС/3389/25 Решение по делу № 073/10/104-471/2025 от 21 июля 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-471/2025 Обращение ГУЗ "Новомайнская участковая больница" о включении... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №28/68332/25 Решение 223ФЗ-332/25 от 21 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №28/68347/25 Решение ФАС России от 16.07.2025 по делу № 223ФЗ-336/25 от 21 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №5293/25 Решение № 025/06/105-743/2025 от 21 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-743/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПОЛИТОН-ТЕХ"" на зак... Организации КГБУЗ «Дальнереченская центральная городская больница» ИНН: 2506000954 КГКУ "Примзакупки" (общая) ИНН: 2540254652 ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ) ИНН: 7710357167 ООО «Торговый дом «Политон-Тех»» ИНН: 9705215629 Решение Решение №5294/25 Решение № 025/06/105-741/2025 от 21 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-741/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "ИМПЕРИАЛ ГРУПП" на закупку №082050... Организации ООО "Империал Групп" ИНН: 2511080867 КГБУЗ "Чугуевская центральная районная больница" ИНН: 2534003019 КГКУ "Примзакупки" (общая) ИНН: 2540254652 АО «Сбербанк - АСТ» ИНН: 7707308480 |