База решений ФАС
Решение №28/68344/25 Решение № 223фз-322/25 от 21 июля 2025 г. . Участники: ООО "Интекс Корп", ОАО «РЖД», ООО "РТС-тендер", . из базы решений ФАС (№1868441). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-322/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Интекс Корп» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
16.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 15.05.2024 № ЦДЗС-22/Д), ООО «Интекс Корп»: <...> (решение от 11.04.2024 № 11), представитель ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Интекс Корп» от 04.07.2025 № 71 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке производственных, служебных помещений и прилегающих территорий (извещение № 1398/ОКЭ-ПРИВ/25, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Интекс Корп» (далее Заявитель) от 04.07.2025 № 71 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке производственных, служебных помещений и прилегающих территорий (извещение № 1398/ОКЭ-ПРИВ/25, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 28.07.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» в редакции от 26.03.2025 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее Извещение), закупочной документацией (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 11.07.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 16.07.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере закупок, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Из системного, взаимосвязанного содержания положений пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что действия заказчика по установлению требований к содержанию и составу заявки, установленных критериев и порядка оценки могут быть признаны соответствующими требованиям Закона о закупках исключительно только в тех случаях, когда они основываются и направлены на достижение и практическую реализацию принципов указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено Требование, с целью подтверждения наличия опыта по Подкритерию Критерия № 1. Подпунктом 2.1 пункта 2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по Подкритерию, в соответствии с которым опыт по Подкритерию: «Оценивается путем деления стоимости оказанных каждым (j-ым) участником услуг по уборке помещений и прилегающих территорий на начальную (максимальную) цену договора с учетом всех налогов, включая НДС, по формуле: Цjопыт Бj = ?????? * 15, Ц нач.макс где: Б j количество баллов j-го участника; ЦjЈопыт стоимость оказанных j-ым участником услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (с учетом всех налогов, включая НДС); Ц нач.макс. начальная (максимальная) цена договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, указанная в техническом задании Документации. 15 максимально возможное количество баллов. В случае, если стоимость оказания услуг равна или больше начальной (максимальной) цены договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, указанной в техническом задании Документации, то участнику сразу присваивается 15 баллов». Пунктом 1 приложения № 1.4 к Документации установлено, что в подтверждение опыта оказания услуг по уборке участник в составе заявки представляет: - «документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации; и - акты о выполнении работ, оказании услуг; и - договоры на выполнение работ, оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями); - копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.); - копии документов, подтверждающих оплату по договору: выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт зачисления денежных средств на банковский счет участника по договору (отдельному этапу договора), указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации; и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 к Документации, с отметкой обслуживающего банка об исполнении; и/или копии актов приемки исполненных обязательств в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключенных с ОАО «РЖД» или его дочерними обществами. Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации, указать реестровый номер договора единой информационной системы в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора единой информационной системы в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг)». На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено Требование, поскольку отсутствие документов об оплате не свидетельствует об отсутствии опыта выполнения работ по предмету Конкурса, а следовательно, Требование об их предоставлении является избыточным и ограничивает возможность представления в составе заявки отдельных договоров Заявителя, например договора от 22.05.2023 № 04. Кроме того, представитель Заявителя представил соглашение «О зачете встречных однородных требований» от 25.12.2023 б/н на основании которого задолженность Заявителя по договору от 22.05.2023 № 04 закрыта взаимозачетом в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации. На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанного Требования обусловлено проявлением должной осмотрительности при выборе контрагента по результатам закупки. В соответствии с положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) любое обязательство может быть прекращено зачетом, что является надлежащим прекращением обязательства по оплате работ. В силу положений гражданского законодательства Российской Федерации для зачета необходимо и достаточно заявления одной стороны. При этом для прекращения обязательств заявление о зачете должно быть доставлено соответствующей стороне или считаться доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ. Также следует учесть, что гражданско-правовая природа зачета встречного однородного требования, как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, то есть влечет те же последствия, что и исполнение обязательств стороной по договору. Вместе с тем вышеуказанное положение Документации ставит участников закупки в неравное положение, поскольку участники закупки, имеющие опыт оказания услуг в рамках договоров, обязательства по которым исполнены посредством взаимозачета и у исполнителя по договорам отсутствуют документы, подтверждающие оплату, не могут предоставить сведения о таких договорах для целей оценки по Критерию. Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии действующим законодательством (статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации, Положение Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» статья 863 ГК РФ) платежные поручения, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки и другие документы относятся к расчетным (платежным) документам. Из вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что расчетные (платежные) документы подтверждают факт осуществления финансовых операций между контрагентами и их платежеспособность. Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает, что требование о предоставлении документов, подтверждающих оплату по ранее исполненным договорам, ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц (например, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, что не позволяет участнику предоставить документ, подтверждающий оплату по договору, а также неисполнение обязательства по оплате товаров, работ, услуг со стороны заказчика). Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что само по себе составление и подписание сторонами акта выполненных работ устанавливает фактическое участие контрагента в исполнении принятых на себя обязательств по договору, что, в свою очередь, свидетельствует о факте выполнения работ в соответствии с условиями заключенного договора (если иное не предусмотрено договором). При этом по условиям заключенного договора услуга контрагентом участника закупки может быть принята до окончания срока подачи заявки, а оплачена по истечении этого срока, что не позволяет Заказчику сделать объективный вывод о наличии соответствующего опыта оказания услуг (выполнения работ) для расчета баллов по Критерию № 1. Таким образом, отсутствие у участника закупки документов, подтверждающих оплату по договору, не свидетельствует об отсутствии соответствующего опыта оказания услуг (выполнения работ) по предмету закупки. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего Требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих оплату по предоставляемым в качестве подтверждения наличия сопоставимого с предметом закупки опыта договорам, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункты 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). 2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2. В соответствии с пунктом 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2 в соответствии с которым: «Оценка осуществляется по следующей формуле:
(Цmax - Цj) + Цmin Бj = ??????????? * 60 * K, Цmax где: Бj количество баллов j-ого участника; Цmax начальная (максимальная) цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, указанная в техническом задании документации о закупке; Цj цена, предложенная j-ым участником с учетом всех налогов, включая НДС; Цmin начальная (максимальна) цена договора с учетом всех налогов, включая НДС, указанная в техническом задании документации о закупке, сниженная на максимально допустимый размер снижения цены. Максимально допустимый размер снижения цены определяется по формуле: Цmin=((Цmax 0,25* Цmax) + 1 копейка) (Цmin 140 442 195,90 руб.); 60 максимально возможное количество баллов; K - коэффициент значимости Если участником предложена цена договора, сниженная до 25% начальной (максимальной) цены договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, указанной в техническом задании документации о закупке, при расчете применяется коэффициент значимости равный 1. Если участником предложена цена договора, которая на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора (лота) с учетом всех налогов, включая НДС, указанной в техническом задании документации о закупке, при расчете применяется коэффициент значимости 0,75. Если предложенная участником цена договора снижена более чем на 25% начальной (максимальной) цены договора с учетом всех налогов, включая НДС, указанной в техническом задании документации о закупке, коэффициент значимости снижается в следующем порядке:
Если в результате расчета по формуле оценки полученное значение баллов является не целым числом (имеет несколько знаков после запятой), такое значение округляется с точностью до двух знаков после запятой». На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию № 2 поскольку к оценке заявок участников Конкурса принимается цена договора без учета НДС. Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком для оценки по Критерию № 2 принимается цена договора с учетом НДС. Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика. Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего порядок оценки заявок по Критерию № 2 не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации. На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/36158fee-6704-4dc7-8496-04e9fff4934b/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №5355/25 Решение № 025/06/105-749/2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-749/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "КАВКАЗЭЛЕКТРОСЕРВИС ПЛЮС" на закуп... Организации МБДОУ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 61" Г. НАХОДКА ИНН: 2508062522 МКУ «Управление по обеспечению деятельности ОМС Находкинского ГО" ИНН: 2508139119 ООО "КАВКАЗЭЛЕКТРОСЕРВИС ПЛЮС" ИНН: 2631802747 АО «Сбербанк - АСТ» ИНН: 7707308480 Решение Решение №28/68811/25 Решение № 223фз-334/25 от 22 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Решение Решение №5359/25 Решение РНП № 25-241/04-2025 от 22 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Решение Решение б/н по жалобе № 25701/25 на действия (бездействие) при организац... от 22 июля 2025 г. Управление: Московское областное УФАС России Дело : Дело №25701/25 жалоба на действия (бездействие) организатора торгов Решение Решение б/н по жалобе Ф. П.Н. на действия Администрации с.п. Комсомольск... от 22 июля 2025 г. Управление: Самарское УФАС России Дело : Дело №063/10/18.1-659/2025 Жалоба Ф. П.Н. на действия Администрации с.п. Комсомольский ... |