База решений ФАС
Решение №ОЕ/3404/25 Решение по делу № 012/05/28-348/2025 от 25 июля 2025 г. . Участники: АО "ТБанк", . Дело №012/05/28-348/2025 факт распространения на радио «Like FM» рекламы АО «ТБанк» «... из базы решений ФАС (№1868452). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/05/28-348/2025 факт распространения на радио «Like FM» рекламы АО «ТБанк» «... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/28-348/2025 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе «24» июля 2025 года г. Йошкар-Ола Резолютивная часть решения объявлена: «23» июля 2025 года Полный текст решения изготовлен: «24» июля 2025 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>, член Комиссии ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>, член Комиссии специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>, рассмотрев дело № 012/05/28-348/2025, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) в отношении АО «ТБанк», по факту распространения на радио «Like FM» рекламы АО «ТБанк» «Люблю поговорить о высоком доходе. И ты тоже полюбишь, когда откроешь вклад в Т-Банке. Открой вклад со ставкой 21% и надежностью системно-значимого банка. Т-Банк он такой один. Ставка 21% годовых на 2 месяца для непополняемого вклада от 50 тысяч рублей в АО «ТБанк». Подробнее на tbank.ru», в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения дела, УСТАНОВИЛА: В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее Марийское УФАС России) поступило обращение <...> от 01.04.2025 вх. № 2269-ИП/25 о распространении 16.03.2025 на радио «Like FM» рекламы АО «ТБанк» «Люблю поговорить о высоком доходе. И ты тоже полюбишь, когда откроешь вклад в Т-Банке. Открой вклад со ставкой 21% и надежностью системно-значимого банка. Т-Банк он такой один. Ставка 21% годовых на 2 месяца для непополняемого вклада от 50 тысяч рублей в АО «ТБанк». Подробнее на tbank.ru» с признаками нарушения Закона о рекламе. Определением от 30.05.2025 возбуждено дело № 012/05/28-348/2025 в отношении АО «ТБанк» (ИНН:<...>, ОГРН: <...>) по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Во исполнение указанного определения АО «ТБанк» направлены письменные пояснения (вх. № 4186-ЭП/25 от 17.06.2025). Представленные пояснения приобщены к материалам дела № 012/05/28-348/2025. Письмом ФАС России (№ ТН/57656/25 от 20.06.2025) Марийское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 24.06.2025 рассмотрение дела отложено. Копия определения (исх. № АБ/2953/25 от 27.06.2025) с указанием даты, времени, места рассмотрения дела направлена по адресу места регистрации АО «ТБанк» и полученf обществом 12.07.2025. Во исполнение определения Комиссии обществом представлены пояснения, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Таким образом, на момент рассмотрения дела АО «ТБанк» надлежащим образом уведомлено о дате, времени, месте рассмотрения дела. Комиссия Марийского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к выводу о нарушении законодательства о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ввиду следующего. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе). В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Поскольку в рекламе указано на возможность вложения денежных средств, данная услуга является финансовой услугой. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада. К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу, начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада. В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по вкладу 21% на 2 месяца от 50 тысяч рублей, однако иная информация об условиях предоставления услуги в рекламе отсутствует. Из тарифов по продукту «СмартВклад», действовавших на период распространения рекламы, следует, что максимальная процентная ставка 21% годовых действует при открытии непополняемого вклада в рублях сроком на 2 месяца, минимальная сумма вклада составляет 50000 рублей. При этом, досрочное изъятие вклада частично доступно не ранее чем через 60 дней после открытия вклада, полное доступно в любой момент действия вклада, минимальная сумма изъятия вклада 15000 рублей (при условии, что остаток после изъятия составит не ниже минимальной суммы вклада 50000 рублей). Как следует из правил применения тарифов, размещенных по ссылке https://cdn.tbank.ru/static/documents/ doc- rules-for-applying-smartvklad-tariffs .pdf , проценты выплачиваются в дату, соответствующую дате открытия счета вклада. Клиент вправе выбрать процентную ставку только при подаче заявки на открытие вклада. При досрочном и/или частичном изъятии вклада проценты по вкладу удерживаются пропорционально сумме изъятия и пересчитываются исходя из ставки 0,01% годовых на сумму изъятия, если иной размер ставки не предусмотрен договором вклада. На остаток средств на счете вклада после частичного изъятия продолжают начисляться проценты согласно действующей ставке по вкладу (пункт 2). Также непополняемый вклад (повышенная ставка) можно пополнять только в первые 30 дней с момента открытия/пролонгации вклада, минимальная сумма пополнения 10 рублей. Кроме того, количество вкладов на клиента, открытых через дистанционное обслуживание 8 вкладов. Комиссия за открытие вклада в офисе банка 1000 рублей. Таким образом, в рассматриваемой рекламе не указаны условия пользования вкладом, которые повлияют на сумму доходов и расходов, тогда как указаны привлекательные условия по рекламируемому вкладу, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель. Так, рассматриваемая реклама распространялась в соответствии с агентским договором № 16/12-24 от 16.12.2024, в рамках которого проходила рекламная кампания АО «ТБанк» по состоянию на 01.04.2025. Указанное также не оспаривается обществом. Исходя из вышеизложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «ТБанк». Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Из пунктов 49 и 51 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, усматривается, что установление факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и вынесение решения предполагают выдачу предписания в целях прекращения дальнейшего нарушения. Вместе с тем, из анализа правоотношений, возникших между хозяйствующими субъектами следует, что договором определен временной диапазон и не конкретизирована реклама, которая может быть размещена на его основании. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ). К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства (ч. 2 ст. 429.1 ГК РФ). Рассматриваемый договор отвечает понятию «рамочный договор». Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, и является способом защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц. На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать АО «ТБанк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия, РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/mariyskoe-ufas-rossii/76a30456-f5c5-4d6d-bf08-7036e1253088/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ОД/4328/25 решение от 18 июля 2025 г. Управление: Коми УФАС России Дело : Дело №011/07/3-693/2025 Жалоба №6453-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ТМ/7048/25 РЕШЕНИЕ по жалобе № 042/07/3 - 1167/2025 от 18 июля 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/07/3-1167/2025 Жалоба №7817-ЭП Сфера деятельности: Контроль закупок Организации ГПОУ "Кемеровский профессионально-технический техникум" ИНН: 4206009237 ООО "Промвиар" ИНН: 7325160088 ООО РТС-Тендер ИНН: 7710357167 Решение Решение б/н решение по делу от 17 июля 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/05/28-687/2025 дело по признакам нарушения части 3.1 стати 28 Федерального ... Решение Решение №ОБ/2268/25 Решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции от 25 июля 2025 г. Управление: Курское УФАС России Решение Решение б/н см текст от 25 июля 2025 г. Управление: Архангельское УФАС России Дело : Дело №029/06/104-631/2025 РНП-29-91 |