База решений ФАС
Решение №5536/25 Решение 025/10/18.1-751/2025 (206т) от 30 июля 2025 г. . Участники: Администрация Надеждинского м. р. (закупки), Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края (ОБЩАЯ), ООО «СК-Строй» (2), АО «ЕЭТП», . Дело №025/10/18.1-751/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморско... из базы решений ФАС (№1868582). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/10/18.1-751/2025 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморско...
Организации Администрация Надеждинского м. р. (закупки) ИНН: 2521001247 Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края (ОБЩАЯ) ИНН: 2521001247 ООО «СК-Строй» (2) ИНН: 2536314450 АО «ЕЭТП» ИНН: 7707704692 Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
Р Е Ш Е Н И Е дело № 025/10/18.1-751/2025 29 июля 2025 года г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), в составе: Председатель комиссии: <...> заместитель руководителя управления начальник отдела контроля торгов и органов власти; Члены комиссии: <...> ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти; <...> специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти, рассмотрев жалобу ООО «СК-Строй» (далее - Заявитель), в присутствии: от Заявителя посредством видеоконференцсвязи:<...> директор; от Организатора торгов: представитель не явился, третьи лица: <...> директор, <...> представитель по доверенности; УСТАНОВИЛА: В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО «СК-Строй» на действия Организатора торгов Администрации Надеждинского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:10:200001:1613 (извещение № 22000072050000000105, лот № 1). По мнению Заявителя, Организатор торгов допустил нарушение порядка размещения рассмотрения заявок, необоснованно отклонив заявку Заявителя. Оценив письменные доводы, изложенные Заявителем и Организатором торгов, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам. 06.06.2025 Администрацией Надеждинского муниципального района размещено извещение о проведении электронного аукциона на право аренды земельного участка (извещение № 22000072050000000105, лот № 1). В соответствии с извещением о проведении аукциона определен следующий перечень документов, предоставляемых претендентами для участия в аукционе в электронной форме (электронный аукцион): 1) заявка на участие в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) по установленной в извещении о проведении аукционе в электронной форме (электронный аукцион) по форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан копии всех страниц документа); 3) документы, подтверждающие внесение задатка. Для участия в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) Претендент заполняет электронную форму заявки согласно Приложению № 1 к настоящему к извещению о проведении аукциона в электронной форме (электронный аукцион) с приложением электронных образов документов в соответствии с перечнем, указанным в настоящем извещении. Форма заявки на участие в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) содержится в извещении и является обязательной для заполнения. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Документооборот между Претендентами, Участниками, Оператором ЭТП и Продавцом осуществляется через ЭТП в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью Продавца, Претендента или Участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно Продавца, Претендента или Участника. Извещением о проведении закупки определено, что претендент не допускается к участию в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) по следующим основаниям: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме (электронный аукцион); 3) подача заявки на участие в аукционе в электронной форме (электронный аукцион) лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не имеет права быть участником настоящего аукциона в электронной форме (электронный аукцион) или заключить договор аренды земельного участка; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в реестре недобросовестных участников аукционов в электронной форме (электронный аукцион). Согласно Результатам рассмотрения заявок претендентов (недопущенные претенденты) по электронному аукциону для размещения в ГИС Торги №2200007205000000010500101 по окончании срока подачи заявок до 02 часов 00 минут (время московское) «09» июля 2025 года было принято 13 заявок (из них: допущено: 10, отказа в допуске: 3). Заявка с идентификационным номером 9359641 не допущена к участию в аукционе по следующему основанию: «Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (ч.8 ст.39.12 ЗК РФ)». Из доводов жалобы следует, что заявка участника отклонена неправомерно, поскольку все необходимые документы и сведения представлены в составе заявки. Согласно пояснениям Организатора торгов, поскольку претендентом, заявка на участие в аукционе (Приложение № 1 к извещению) не была подписана, отказ в допуске правомерен. В обоснование своей позиции в письменных пояснениях Организатор торгов указывает, что электронная форма, заполняемая посредством функционала оператора электронной площадки, и заявка (Приложение № 1 к извещению), заполняемая участником закупки, являются различными документами. В связи с чем, по мнению Организатора торгов, Приложение №1 к извещению, заполненное участником, должно было быть подписано либо электронной цифровой подписью или собственноручной. Третье лицо, поддержало позицию Организатора торгов. Согласно статье 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статей 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно подпункту 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе. Согласно пункту 6 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Так, в соответствии с подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка. Как отмечено ранее извещением установлено, что документооборот между Претендентами, Участниками, Оператором ЭТП и Продавцом осуществляется через ЭТП в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью Продавца, Претендента или Участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно Продавца, Претендента или Участника. Проведение процедуры аукциона с типом «Аукцион (аренда и продажа земельного участка)» производится в соответствии с пп. 8.8, 10 - 12 Регламента функционирования Торговой секции «Реализация госимущества» АО «Единая электронная торговая площадка» (далее - Регламент). Согласно п. 8.8.5.2 Регламента подача Претендентами заявок на участие в Процедуре в соответствии с правилами и требованиями Продавца, установленными в извещении о проведении Процедуры и документации об аукционе, с приложением необходимых сведений и документов и с учетом положений раздела 10 Регламента. В пункте 10.1 Регламента Оператор обеспечивает для организаций, зарегистрированных (аккредитованных) в качестве Претендентов, функционал подачи заявок на участие в Процедурах, проводимых в Торговой секции «Реализация госимущества». В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и указанных в настоящем Регламенте, для подачи заявок на участие в Процедурах Претенденты должны быть также зарегистрированы на Официальном сайте торгов. Согласно п. 10.2 Регламента формирование и направление заявки на участие в Процедуре производится Претендентом в соответствии с регламентом площадки. При подаче заявки на участие в Процедуре Претендент заполняет размещенную в АС Оператора форму заявки. В соответствии с п. 10.4 Регламента претендент вправе подать заявку на участие в Процедуре в любой момент, начиная с момента размещения на Электронной площадке Информационного сообщения о проведении Процедуры и до предусмотренных Информационным сообщением даты и времени окончания срока подачи заявок. Заявки направляются Претендентами в АС Оператора в форме электронных документов, подписанных с помощью ЭП. Претендент вправе подать только одну Заявку. При этом, в соответствии с п 10.11. Регламента Заявка на участие в Процедуре отклоняется Оператором в случае, если: а) заявка не подписана ЭП или подписана ЭП лица, не имеющего соответствующих полномочий; б) заявка направлена после окончания срока подачи заявок; в) осуществляется подача заявки на участие в Процедурах, перечисленных в пункте 10.8 настоящего Регламента, при отсутствии на Лицевом счете Претендента незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном в Информационном сообщении о проведении такой Процедуры и необходимом для обеспечения участия в ней; г) заявка подана на участие в Процедурах, указанных в пункте 10.7 и пункте 10.9 настоящего Регламента, при отсутствии на Лицевом счете Претендента незаблокированных денежных средств на дату окончания приема заявок в размере гарантийного обеспечения оплаты услуг Оператора, предусмотренного в Информационном сообщении о проведении такой процедуры и необходимого для обеспечения участия в ней в соответствии с пунктом 7.2.5 настоящего Регламента; д) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3.2. Регламента электронный документ, подписанный ЭП или техническими средствами Оператора, имеет такую же юридическую силу, как и подписанный собственноручно документ на бумажном носителе, и влечет предусмотренные для данного документа правовые последствия. В силу п. 3.3. Регламента обмен электронными документами, подписанными ЭП или заверенными Оператором с помощью программных средств, является юридически значимым электронным документооборотом. Также в соответствии с п. 3.4 Регламента документы и сведения, направляемые в форме электронных документов либо размещаемые в Торговой секции «Реализация госимущества», должны быть подписаны ЭП лица, имеющего право действовать от имени соответствующего Продавца, Организатора, Уполномоченного органа, Гаранта, Претендента, Участника, или должны быть заверены Оператором с помощью программных средств. Подписание документов ЭП Пользователя и заверение электронных документов Оператором с помощью программных средств означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени данных лиц, а также означает подлинность и достоверность таких документов и сведений. Таким образом, электронно-цифровой подписью подписывается электронная форма заявки (заполненная, со всеми приложениями) при ее отправке оператору. Приложенные файлы отдельно посредством функционала электронной площадки электронно-цифровой подписью не подписываются. Исходя из содержания Извещения в нем указано на необходимость подачи двух заявок, а именно заявки в форме электронного документа, направляемой Оператору, с приложением к ней заявки по форме (Приложение № 1 к извещению) и иных документов. При этом, исходя из смыслового построения абзаца: «Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя», требование о подписании усиленной квалифицированной электронной подписью установлено в отношении заявки, подаваемой Оператору. Комиссия считает необходимым отметить, что цитируемый абзац Извещения соответствует ч. 6 ст. 39.13 ЗК РФ, которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. При этом, обратившись к содержанию подпунктов 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ, конкретизирующих какие документы подлежат приложению к заявке, установлено, что приложение дополнительно заявки на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка, действующим законодательством не предусмотрено.
В данном случае Организатор торгов, предусмотрев подачу заявки по форме (Приложение № 1 к извещению), являющейся приложением к заявке, направляемой Оператору, требований об отдельном ее подписании, в Извещение не предусмотрел. Комиссией Приморского УФАС России установлено, что претендент под номером 9359641 предоставил в составе заявки на участие в электронном аукционе в форме электронного документа следующие документы: - заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона (в форме электронного документа doc.); - копия документа, удостоверяющего личность директора; - выписка из ЕГРЮЛ; - документ, подтверждающий внесение задатка. Заявка на участие в электронном аукционе в форме электронного документа, которая направлена оператору электронной площадки, а также приложенные к ней документы подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Оператор АО «Единая электронная торговая площадка» в письме № 4271-Д/25 от 25.07.2025 на запрос антимонопольного управления представил документы, свидетельствующие о том, что претендент под номером 9359641 успешно подал и подписал электронной подписью заявку на участие в аукционе. Оператором к пояснениям приложены: - заявка претендент под номером 9359641 на участие в аукционе; - снимок с экрана с подписанного ЭП листа при подаче заявки претендент под номером 9359641, содержащего сведения о составе заявки участника. Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) установлено, что одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Следовательно, документы, поданные Заявителем в составе электронной заявки, подписанной квалифицированной электронно-цифровой подписью, на участие в аукционе, также считаются подписанными квалифицированной электронно-цифровой подписью. В силу пункта 3 статьи 4 Закона об электронной подписи одним из принципов использования электронной подписи является недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе. Как установлено Управлением и подтверждается материалами жалобы заявка Заявителя на участие в электронном аукционе подана посредством функционала электронной торговой площадки, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, содержит документы, которые указаны в пункте 9 Извещения, что в силу положений Регламента ЭП и в силу п. 6 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на соблюдение претендент под номером 9359641 требований по подаче заявки. Исходя из изложенного, указание Организатором торгов на отсутствие подписи в заявке на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме отклоняется Комиссией ввиду того, в Извещении не установлено требование о подписании заявки по форме, разработанной Организатором торгов (Приложение №1 к Извещению), подписью заявителя. В Извещении речь идет именно о заявке, которая направляется оператору электронной площадки посредством ее функционала. На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу, что заявка Заявителя и прилагаемые к ней документы оформлены и подписаны электронной подписью через функционал оператора электронной площадки надлежащим образом, у Организатора торгов отсутствовали основания для отклонения такой заявки, что является нарушением пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ. Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном признании аукционной комиссией его заявки является обоснованным. Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного Федерального закона. Комиссия Приморского УФАС России приняла решение выдать предписание об устранении нарушений. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «СК-Строй» на действия Организатора торгов Администрации Надеждинского муниципального района при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:10:200001:1613 (извещение № 22000072050000000105, лот № 1) обоснованной. 2. Признать, что Организатор торгов допустил нарушение пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ. 3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии: <...> Члены комиссии: <...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/primorskoe-ufas-rossii/bbbb1c25-f90c-4e43-9286-e79375258055/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №5065/25 Решение 025/07/3.3-716/2025 (193т) от 14 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/07/3.3-716/2025 Жалоба №6489-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Организации АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» ИНН: 2538099431 ООО "Техтрон-Тт" ИНН: 7451299361 АО «ЕЭТП» ИНН: 7707704692 Решение Решение №5050/25 Решение 025/07/3.4-647/2025 от 11 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/07/3.4-647/2025 Жалоба №6140-ИП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Организации АО «АГЗ РТ» ИНН: 1655391893 ФГБОУ ВО «ТГМУ» Министерства здравоохранения Российской Федерации ИНН: 2538017661 ООО "Химия и жизнь" ИНН: 7704352918 Решение Решение №5049/25 Предписание 025/07/3.4-658/2025 от 11 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/07/3.4-658/2025 Жалоба №6396-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Организации ООО "Апиген" ИНН: 800005431 АО «АГЗ РТ» ИНН: 1655391893 ФГБОУ ВО «ТГМУ» Министерства здравоохранения Российской Федерации ИНН: 2538017661 Решение Решение №РВ-04/6573 Решение по делу №016/10/18.1-850/2025 от 10 июля 2025 г. Управление: Татарстанское УФАС России Решение Решение №5544/25 Решение 025/06/105-778/2025 (291) от 30 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-778/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "СИБМК" на закупку №082050000082500... |