База решений ФАС
Решение №29922/25 б/а от 24 июля 2025 г. Дело №077/07/00-8752/2025 ООО «Элемент» на ГАОУ ВО МГПУ из базы решений ФАС (№1868658) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8752/2025 ООО «Элемент» на ГАОУ ВО МГПУ Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-8752/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: «...»; членов Комиссии: «...»; «...»; при участии посредством видео-конференц-связи представителей ООО «Элемент» в лице «...», ГАОУ ВО МГПУ в лице «...»; в отсутствие АО «ЕЭТП», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени заседания письмом Московского УФАС России от 15.07.2025 № ФК/28586/25, рассмотрев жалобу ООО «Элемент» (далее - Заявитель) на действия ГАОУ ВО МГПУ (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению продукции с символикой Университета (реестровый № 32514990646) (далее Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках. Согласно доводам жалобы Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки на участие в Закупке. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, а также иные истребованные антимонопольным органом документы. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссий установлено следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Из смысла требований части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что при установлении требований в документации заказчики руководствуются собственным Положением о закупках и самостоятельно устанавливают требования к участникам, которые не должны противоречить требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону о закупках, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее Положение о закупке). В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее. Как следует из материалов дела, 27.06.2025 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее ЕИС) разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по изготовлению продукции с символикой Университета. Начальная (максимальная) цена договора: 6 627 356,00 рублей. Дата начала срока подачи заявок: 27.06.2025. Дата окончания подачи заявок: 07.07.2025 09:00. Дата подведения итогов: 11.07.2025. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32514990646 от 09.07.2025 заявка Заявителя (порядковый № 1272398572) была отклонена на основании следующего:
Как указывает Заявитель, им было подготовлено предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, исходя из требований к характеристикам, указанным Заказчиком в пункте 2.2 Технического задания, поскольку они содержат наиболее полное описание всех требований к товарам. Таким образом, по мнению Заявителя, основание, указанное Заказчиком в обоснование несоответствия заявки Заявителя, не нашло своего подтверждения. Изучив представленные материалы, Комиссия отмечает следующее. Подпунктом 2 пункта 24.2 статьи 24 Положения о закупках, пунктом 20 статьей II Закупочной документации (Информационная карта (извещение) аукциона в электронной форме) установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать: 1) Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной торговой площадки) 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых осуществляется поставка товара: а) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в электронной форме в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать макет, эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается договор. Рекомендуемая форма первой части заявки на участие в Закупке приложена в части IV «Образцы форм и документов для заполнения участниками Закупки настоящей документации». В инструкции по предоставлению в составе заявки на участие в Закупке сведений о конкретных показателях поставляемых товаров указано: «Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным извещением об осуществлении закупки, и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ, оказании услуг, а также сведения о товарном знаке (при наличии)». Также в пункте 12 Информационной карты «Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг» указано: «В соответствии с Техническим заданием». В пункте 2.2. Технического задания установлено, что поставляемый в ходе выполнения работ товар должен соответствовать характеристикам по 39 товарам с описанием их характеристик. При этом Комиссия отмечает, что приложением № 1 к Техническому заданию также установлены характеристики по 39 позициям. Изучив заявку Заявителя, Комиссией установлено, что первая часть не содержит конкретные предложения о функциональных характеристиках товара, качестве работ (услуг) согласно Приложению 1 к Техническому заданию по позициям: 1. пункт 16. Изготовление сувенирной посуды «Ланчбокс» Высота: больше или равно 60 ММ. Длина: больше или равно 180 ММ. 2. пункт 17. Изготовление сувенирной посуды «Бутылка» Высота: больше или равно 100 ММ. 3. пункт 18 Изготовление сувенирной посуды «Термос» Высота: больше или равно 100 ММ. Длина: больше или равно 30 ММ. 4. пункт 22 Изготовление сувенирной полиграфической продукции «Ежедневник» Плотность бумаги, г/м2: больше или равно 70. 5. пункт 23 Изготовление сувенирной полиграфической продукции «Ежедневник» Плотность бумаги, г/м2: больше или равно 70. 6. пункт 24 Изготовление сувенирной полиграфической продукции «Ежедневник» Плотность бумаги, г/м2: больше или равно 70. 7. пункт 26 Изготовление сувенирной посуды «Термос» Высота: больше или равно 100 ММ. Длина: больше или равно 30 ММ. 8. пункт 28 Изготовление сувенирной продукции «Наградной кубок» Длина: больше или равно 8 СМ. 9. пункт 32 Изготовление сувенирной посуды «Бутылка» Высота: больше или равно 100 ММ. То есть, фактически Заявитель самостоятельно принял решение предоставить в составе заявки предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров не по всем требуемым значениям, изложенным в Техническом задании, ссылаясь на пункт 2.2, содержащий наиболее полное описание всех требований к товарам, по мнению Заявителя. При этом согласно подпункту 8 пункта 27 статьи II Информационной карты аукциона участник аукциона, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае отсутствия в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) в случае, если предоставление таких предложений является обязательным в соответствии с извещением/документацией о закупке, либо согласия участника процедуры закупки на исполнение договора на условиях, указанных в извещении и/или документации о закупке. В свою очередь, Заявителем обратного не доказано. В силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. То есть, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Позицию Заявителя об указании неправомерного основания отклонения, поскольку им предоставлено техническое предложение с указанием конкретных характеристик, Комиссия оценивает критически, поскольку из буквального толкования оспариваемого пункта следует, что отклоняется заявка ввиду отсутствия в составе заявки предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) в случае, если предоставление таких предложений является обязательным. В рассматриваемом случае Заявитель действительно не представил техническое предложение со всеми характеристиками, установленными в Техническом задании. Ссылка Заявителя на рекомендуемую форму технического предложения не отменяет обязанности участника указывать все требуемые Заказчиком характеристики. На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, так как при отклонении заявки Заявителя Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и собственной документации, требования которой применялись в равной степени ко всем участникам Закупки. Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с обязательным соблюдением условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки. В силу части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор. Учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной Закупки Заказчик обязан заключить договор с участником закупки на условиях, изложенных в заявке победителя, а равно, предложение участника закупки, предоставленное им в составе заявки, должно быть продублировано в проект договора, и его отсутствие или отсутствие какой-либо части сведений/требований/условий исполнения договора в описании или наличие противоречивых сведений, будет являться основанием для не включения их в состав договора и основанием для отказа от их исполнения, или не учета при исполнении со стороны лица, выигравшего закупку. В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки на участие в Закупке положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями. Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика необоснованной. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Элемент» (ИНН: 9725150352, ОГРН: 1247700113726) на действия ГАОУ ВО МГПУ (ИНН: 7717043346, ОГРН: 1027700141996) при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.07.2025 № ФК/28586/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/5e94ba21-6c93-4641-af56-ab0beab3bd9c/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №054/01/18.1-1996/2025 в отношении АО «ФПК» от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1996/2025 в отношении АО «ФПК» Решение Решение №054/01/18.1-1988/2025 в отношении АО «ФПК» от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-1988/2025 в отношении АО «ФПК» Решение Решение №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД от 28 июля 2025 г. Управление: Новосибирское УФАС России Дело : Дело №054/01/18.1-2005/2025 в отношении ОАО РЖД Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ №086/07/3-1396/2025 по результатам рассмотрения жало... от 28 июля 2025 г. Управление: Ханты-Мансийское УФАС России Дело : Дело №086/07/3-1396/2025 Жалоба №7843-ГУ/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1717/2025 от 25 июля 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1717/2025 Жалоба №9312-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок |