База решений ФАС
Решение б/н - от 28 июля 2025 г. Дело №055/10/5-832/2025 - из базы решений ФАС (№1868745) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/10/5-832/2025 - Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Решение № 055/10/5-832/2025 по результатам проверки сведений о недобросовестном поставщике
28.07.2025 г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Комиссия), в составе: <...> заместителя руководителя управления, председателя Комиссии, <...> начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии, <...> главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии; <...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
рассмотрев обращение акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (далее АО «ЦКБА», Заказчик, Покупатель, Заявитель) (вх. от 16.07.2025 в присутствии представителя Заявителя: <...> (доверенность № 54 от 09.01.2024, личность удостоверена паспортом), в отсутствие представителя Ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения по существу,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России 16.07.2025 поступило обращение АО «ЦКБА» о включении сведений об ООО «Элодика» (ИНН 7720439186) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением Заказчиком договора в одностороннем порядке. На основании протокола подведения итогов закрытого запроса котировок в электронной форме № 835 от 13.08.2024 между Заказчиком и Обществом заключен договор поставки № 4234/10 от 02.09.2024 по условиям которого ООО «Элодика» обязалось поставить в адрес АО «ЦКБА» сертифицированные электронные компоненты на сумму 18 935 280,0 руб.
В соответствии с пунктом 3.3 договора Заказчиком произведена предварительная оплата за товар на сумму 9 467 640,0 руб. (50% от суммы договора) произведена Заказчиком
13.09.2024. Согласно пункту 4.1 договора поставка товара производится 24.04.2025 Покупатель направил в адрес Поставщика претензию (исх. 49/5827) с требованием осуществить поставку товара в срок до 28.04.2025. В срок, указанный в претензии, Общество по поставке товара не исполнило, претензию оставило без ответа. По состоянию на 03.06.2025 товар в адрес АО «ЦКБА» не поставлен, в связи с чем, закупочной комиссией Заказчика принято решение об одностороннем расторжении договора поставки (протокол № 489 от 03.06.2025).
В соответствии с пунктом 10.4 договора, статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) уведомление об одностороннем расторжении договора было
направлено по юридическому адресу ООО «Элодика» посредством Почты России. Извещение о поступлении уведомления о расторжении вручено 20.06.2025. Добровольный возврат авансового платежа,
перечисленного по договору, Поставщик На основании изложенного, АО «ЦКБА» просит внести сведения об ООО «Элодика» в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). 2. На заседание Комиссии 28.07.2025 ООО «Элодика», извещенное о месте и времени рассмотрения заявления Заказчика по существу (уведомление Омского УФАС России от 17.07.2025 № ГЛ/4829/25), представителя не направило, письменных пояснений относительно доводов, указанных в заявлении АО «ЦКБА», не представило. 3. В Омское УФАС России 16.07.2025 от АО «ЦКБА» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3 5 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Правила направления заказчиками сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. Согласно пункту 4 Правил направления заказчиками сведений в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в уполномоченный орган:
Из представленных АО «ЦКБА» документов, Комиссией установлено следующее.
По результатам закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку сертифицированных электронных компонентов (извещение №
240000103300162 размещено на сайте электронной торговой площадки В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора № 4234/10 Поставщик обязуется поставить сертифицированные электронные компоненты, а Покупатель принять и оплатить товар на условиях договора. Наименование товара, вид приемки, количество, страна происхождения, год производства, цена за единицу, сумма договора определяются в спецификации (приложение № 1 к договору), являющейся неотъемлемой частью договора. Сумма договора в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к договору) составляет 18 935 280,0 руб., в том числе НДС 20% (пункт 3.1 договора № 4234/10). Пунктом 3.3 договора № 4234/10 предусмотрено, что оплата за товар производится Покупателем в следующем порядке:
В силу пунктов 4.1, 4.2 договора № 4234/10 поставка товара производится Из пунктов 7.1, 7.5, 7.6 договора № 4234/10 следует, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и положениями договора. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение какого-либо из обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы таких как наводнение, пожар, землетрясение, а также в случаях войны и военных действий или запретов компетентных государственных органов, возникших после заключения договора. Сторона, которая не в состоянии выполнить свои обязательства по причинам форс-мажорных обстоятельств, должна в письменной форме незамедлительно уведомить другую сторону о начале и ожидаемом прекращении указанных обстоятельств. Факты, содержащиеся в уведомлении, должны быть подтверждены компетентной организацией соответствующей стороны. Не уведомление или несвоевременное уведомление лишает виновную сторону права на освобождение от обязательств по договору. Пунктом 10.4 договора № 4234/10 предусмотрено, что договор может быть расторгнут в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком условий договора, с письменным уведомлением за 15 календарных дней до предполагаемого расторжения. Односторонний отказ от исполнения договора со стороны Поставщика не допускается (пункт 10.5 договора № 4234/10). Согласно пункту 10.6 договора № 4234/10 для оперативного согласования вопросов заключения, исполнения, изменения, дополнения, расторжения и других вопросов по договору или в связи с ним стороны вправе использовать электронные и факсимильные средства связи. После направления или обмена электронными или факсимильными сообщениями обязательно направление почтой надлежащим образом оформленных оригиналов таких документов. Из материалов дела следует, что согласно платежным поручениям от 13.09.2024 №№ 11494, 11508 АО «ЦКБА» был перечислена ООО «Элодика» предоплата по договору № 4234/10 в размере 568 058,40 руб. и 8 899 581,60 руб. соответственно. 10.01.2025 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо № 10/ОК/02, в котором АО «ЦКБА» требует немедленно в срок до 20.01.2025 осуществить поставку товара. Аналогичное письмо направлено также Заказчиком в адрес Поставщика 03.03.2025 № 10/2944, в котором требует поставить товар в срок до 20.03.2025. Затем, 24.04.2025 АО «ЦКБА» в адрес ООО «Элодика» направлена претензия № 49/5827, в которой Заказчик просит осуществить поставку товара в срок до 28.04.2025 и перечислить неустойку. Согласно протоколу закупочной комиссии АО «ЦКБА» от 03.06.2025 № 489 Заказчиком принято решение о расторжении договора № 4234/10 в одностороннем порядке. АО «ЦКБА», руководствуясь статьей 523 ГК РФ, пунктом 40 договора № 4234/10, направило в адрес ООО «Элодика» уведомление об одностороннем расторжении договора (письмо от 09.06.2025 № 49/7898), поскольку до настоящего времени товар Обществом адрес Заказчика не поставлен.
Указанное письмо 10.06.2025 было направлено Почтой России по юридическому адресу ООО «Элодика», указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также 12
договора № 4234/10 (105082, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, пер. Переведеновский, д. 13, стр. 18, помещ. 21Н/3). Согласно отчету об отслеживании отправлений, размещенному на
сайте «Почта России», 20.06.2025 Документы, подтверждающие возврат Заказчику денежных средств (части выплаченного аванса), а также какие-либо возражения Поставщика на данное уведомление Заказчика в материалы дела не представлены. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев материалы настоящего дела, доводы представителей Заявителя, пришла к следующему. Пунктом 9(1) Правил ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Правила ведения реестра), установлено, что сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) не включаются в реестр в случае, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 Правил ведения реестра, выявлено, что уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора возникли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится уклонение участника закупки от заключения договора, отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера. В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим ГК РФ, другими законами или договором. Согласно части 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ). В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ). Согласно части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Частью 2 статьи 523 ГК РФ установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (часть 4 статьи 523 ГК РФ). Учитывая, что в установленный договором № 4234/10 срок Обществом поставки товара не осуществлена, АО «ЦКБА» 10.06.2025 в адрес ООО «Элодика» направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора. При этом Заказчик является лицом, в отношении которого недружественными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, что подтверждается общедоступной информацией. При оценке действий Заказчика, связанных с соблюдением процедуры расторжения договора в одностороннем порядке Комиссия исходит из следующего. В силу части 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В соответствии со статьей 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Материалами дела подтверждается, что уведомление об одностороннем расторжении договора от 09.06.2025 № 49/7898 было направлено Заказчиком в адрес Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров. По смыслу указанной нормы Закона о закупках основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение исполнения заключенного договора либо умышленное бездействие, которое предполагает недобросовестное поведение. В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся в уклонении от исполнения, заключенного договора либо умышленное бездействие, поэтому при привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица. Применяемые государством санкции должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации и принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, пресекать возможность произвольного истолкования и применения установленных Конституцией Российской Федерации требований и принципов. Меры государственного понуждения должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины участника закупки, его финансового положения и иных существенных обстоятельств. Комиссия, оценив фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих уклонение Общества от исполнения, заключенного с АО «ЦКБА» Контракта. При этом Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих исполнение Поставщиком в установленный договором срок (11.11.2024) взятых на себя обязательств по договору, а также не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения Обществом в установленный срок означенного договора.
По результатам проверки представленных АО «ЦКБА» сведений в отношении ООО «Элодика» (ИНН 7720439186), на основании пункта 4 Правил направления заказчиками сведений о
недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков,
утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О
ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», во исполнение приказа ФАС России от
24.12.2024 № 1072/24 Комиссия, с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения
РЕШИЛА:
Включить информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Элодика» (ИНН 7720439186, ОГРН 1187746731017, юридический адрес: 105082, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, пер. Переведеновский, д. 13, стр. 18, помещ. 21Н/3) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года, в связи с неисполнением ООО «Элодика» договора поставки № 4234/10 от 02.09.2024, заключенного с АО «ЦКБА».
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/omskoe-ufas-rossii/01215917-c830-4ee3-bd71-fb974d71812c/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №30923/25 б/а от 31 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9209/2025 ООО «Цифровой Результат» на РАНХИГС Решение Решение №ТМ/7454/25 решение по делу № 042/05/18-1117/2025 от 31 июля 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/05/18-1117/2025 Определение Решение Решение №АД/2995/25 РЕШЕНИЕ по делу № 028/06/106-574/2025 от 31 июля 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №5578/25 Решение № 025/06/105-773/2025 от 30 июля 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-773/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "СИГМА-МЕД" на закупку №03202000042... Организации ГБУЗ "Приморский краевой онкологический диспансер" ИНН: 2539021244 ООО "Сигма-Мед" ИНН: 2636223479 ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ) ИНН: 7710357167 Решение Решение б/н решение от 29 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8842/2025 ООО «ТЕХНОГИД» на АО «Концерн «Автоматика» |