База решений ФАС
Решение б/н б/а от 8 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9298/2025 ... на ПАО «Россети Московский регион» из базы решений ФАС (№1868920) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9298/2025 ... на ПАО «Россети Московский регион» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9298/2025 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: «...» при участии «...»,
рассмотрев жалобу ИП «...» (далее Заявитель) на действия
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут
быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами
порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом,
действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка
подготовки
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона
Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Заказчика выразилось Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, истребованные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик
При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено,
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. Заказчиком 23.05.2025 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее ЕИС) размещено извещение № 32514873713 о проведении предварительного отбора на определение подрядчиков для заключения рамочных соглашений на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и прочих работ/услуг, предоставление/поставку оборудования и материалов по объектам распределительных сетей ВЛ, КЛ 0,4/6/10/20 кВ для нужд МКС- филиала ПАО «Россети Московский регион» стоимостью лотов 30 млн. руб. с НДС и более. Начальная (максимальная) цена договора: не объявлена. Дата начала срока подачи заявок: 23.05.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.07.2025 11:00. Дата подведения итогов: 29.08.2025. Согласно пункту 2.11.2.2 Закупочной документации в рамках рассмотрения заявок участников Комиссия проверяет: - соответствие заявок на участие в Закупке требованиям настоящей Документации (предоставление необходимого комплекта документов, соответствие документов предъявляемым требованиям, правильность оформления данных документов, соблюдение установленных сроков и т.д.); - соответствие участников Закупки требованиям настоящей Документации.
Проверка соответствия заявок на участие в Закупке и самих Участников закупки осуществляется в соответствии с отборочными критериями, указанными Согласно подпункту 14 пункта 2.11.2.5 Закупочной документации участник закупки не допускается Комиссией к дальнейшему участию в закупке в том числе в случае несоответствия Участника Закупки иным отборочным критериям, установленным в настоящей Документацией, а также в Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации, в т.ч. с учетом установленных допустимых отклонений от числовых значений критериев (если таковые были установлены).
В соответствии с пунктом 4.2.3 Закупочной документации перечень документов, необходимых для предоставления Участником в составе заявки 1) документы по охране труда в соответствии с перечнем Регламента допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО «Россети Московский регион» (Приложение №6 к настоящей Документации), в т.ч. и для привлекаемых Участником основных субподрядчиков/соисполнителей (при наличии данного требования в Техническом задании Приложение №1 к настоящей Документации); 2) справку о текущей загруженности по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (данная форма предоставляется участником, если требование о предоставлении данной формы указано в Приложении №1 «Техническое задание») в части подтверждения сведений, указанных в реестре СРО в отношении совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров. В случае, если Участником внесены правки в форму, указанную в настоящей Документации, и/или Участник неоднозначно выражает подтверждение своего соответствия указанным требованиям, Комиссия рассматривает заявку Участника без учета данного документа; 3) справку о кадровых ресурсах по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации (данная форма предоставляется участником, если требование о предоставлении данной формы указано в Приложении №1 «Техническое задание») в качестве подтверждения соответствия требованиям Документации о закупке при проведении отборочной стадии в рамках рассмотрения заявок Участников. Пунктом 4 Технического задания установлены следующие обязательные требования к участникам: - Участник должен являться членом саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверка информации о членстве Участника в СРО и компенсационных фондах проверяется в публичных источниках- реестры членов СРО НОПРИЗ и НОСТРОЙ; - Наличие у Участника документов по охране труда в соответствии с Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок", ст. 212 Трудового кодекса РФ и перечнем Регламента допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО «Россети Московский регион», в т.ч. и для привлекаемых Участником основных субподрядчиков, в составе не менее: ? Копии действующих протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках персонала; ? В случае, если персонал Участника проходит проверку знаний в экзаменационной комиссии этой организации, в составе заявки представляется копия приказа о назначении экзаменационной комиссии, а так же копии протоколов проверки знаний норм и правил работы в электроустановках председателя и членов экзаменационной комиссии, прошедших аттестацию в Центральной комиссии МТУ Ростехнадзора по ЦФО или иных комиссиях территориальных органов Ростехнадзора. Согласно пункту 5 Технического задания в случае наличия дополнительных требований (например: необходимость наличия лицензии ФСБ на право выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации и пр.) они будут отражены в ТЗ на проведение закупки по конкретному объекту. Если предметом закупки является выполнение кадастровых работ, установление зон с особыми условиями использования территории (охранных зон), установление публичных сервитутов в ТЗ по конкретной закупке будет установлено требование о необходимости предоставления документов, подтверждающих наличие кадастровых инженеров - членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также лицензии на геодезическую и картографическую деятельность. Заказчиком может быть принято решение о проведении закупочных процедур, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, среди победителей предварительного отбора, с которыми заключены рамочные соглашения. При этом пунктом 6 Технического задания предусмотрено выполнение практического задания.
Выполнение практического задания не является обязательным и не влияет Руководствуясь представленным Техническим заданием на проведение закупки, участник должен разработать для приведенного объекта. В своей жалобе Заявитель указывает, что совокупность критериев, предусмотренных пунктами 5, 6 Технического задания с учетом их весового коэффициента не позволяют стать победителем закупки в случае несоответствия участника указанным критериям, в связи с чем Заявитель считает, что установление указанных критериев ограничивает конкуренцию. Комиссия, проанализировав положения Закупочной документации, отмечает, что весовой коэффициент каждого из указанных неценовых критериев составляет 0,15.
При этом Комиссия обращает внимание, что оспариваемые критерии Более того, Комиссия отмечает, что Заказчиком в материалы дела представлены возможные комбинации набора баллов, из которых следует, что при получении 0 баллов по одному из оспариваемых критериев представляется возможным получение 85 баллов участником, при этом в соответствии с Порядком оценки для заключения соглашения участнику необходимо набрать не менее 80 баллов.
В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств о том, Напротив, оспариваемый критерий позволяет в результате проведения конкурентной закупки выявить лицо, способное наилучшим образом в силу наличия соответствующих навыков и знаний исполнить договор, а равно в полной мере и своевременно удовлетворить потребность Заказчика. Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Комиссия также отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы. Заявителем не представлено в материалы дела доказательств ограничения конкуренции установлением оспариваемого показателя. Таким образом, доводы Заявителя не находят документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было. Комиссия также отмечает, что одной из целей Закона о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков в удовлетворении нужд в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке. Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках). В свою очередь Комиссия отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки. Комиссия также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный. Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки. Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции. В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Из взаимосвязи положений Закона о закупках также следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования Заказчика, в данном случае исполнителя. В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Верховным Судом Российской Федерации указано, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона о закупках, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов. Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный. При этом на участие в Закупке было подано 23 заявки, что, в свою очередь свидетельствует о том, что на рынке имеются участники, которые готовы исполнить обязательства по договору в рамках установленных требований Технического задания. С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ). Резюмируя изложенное, с учетом имеющихся документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика необоснованной. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП «...» на действия ПАО «Россети Московский регион» (ИНН: 5036065113; ОГРН: 1057746555811) при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/dd96d07e-d076-49d9-b588-78629b7b8161/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №МС/3737/25 жалоба признана необоснованной от 8 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-526/2025 жалоба на положения извещения Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МС/3735/25 жалоба признана обоснованной от 8 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-523/2025 жалоба ИП В. на действия комиссии по осуществлению закупок Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МС/3746/25 принято решение о включении в РНП от 8 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/10/104-521/2025 обращение о включении в РНП Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н решение от 8 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1855/2025 Жалоба №10095-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение б/н б/а от 8 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9499/2025 ... на ГАУ ЦТО |