Расширенный поиск
Поиск по тендерам РФ Иностранные закупки Поставщики Реализация собственности Заказчики Еще
База решений ФАС

Решение б/н - от 5 августа 2025 г. Дело №055/01/15-1236/2024 - из базы решений ФАС (№1868959) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой.



Информация по API Размещение для юридических фирм

Решение
Управление: Омское УФАС России
Дело : Дело №055/01/15-1236/2024 -


Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

 

РЕШЕНИЕ № 055/01/15-1236/2024

 

05 августа 2025 года                                                                                                   город Омск

 

Резолютивная часть решения оглашена  24.07.2025

В полном объеме решение изготовлено  05.08.2025

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее  Комиссия) в составе:

<...>  заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...>  начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...>  главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев материалы дела № 055/01/15-1236/2024 по признакам нарушения Администрацией города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, юридический адрес: 644099, Омская область, г. Омск, ул. Гагарина, д.34) (далее также Ответчик) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  Закон о защите конкуренции),

в отсутствие на заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «АПР-Сити/ТВД» (далее  ООО «АПР-Сити/ТВД», Общество, Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

в отсутствие на заседании представителя Администрации города Омска, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1  3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступило заявление ООО «АПР-Сити/ТВД» в лице руководителя обособленного подразделения в г. Омске ООО «АПР-Сити/ТВД» (вх. от 19.07.2024 № 6625/24) на действия Администрации города Омска, связанные с внесением изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций».

Заявитель указывает, что 15.07.2024 на сайте Администрации города Омска был опубликован для публичных обсуждений в рамках оценки регулирующего воздействия проект постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» (далее  Схема).

Проектом постановления предусматривается исключение из Схемы для типа рекламной конструкции «щит» значительной части позиций, допустимых к установке рекламных конструкций, вида «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле».

При этом, начиная с 11 февраля 2016 года (первичного принятия Схемы) и проведения торгов для наиболее востребованного у владельцев рекламных конструкций типа «щит» была возможность выбора всех пяти видов поверхности для данного типа рекламной конструкции.

Исходя именно из рентабельности имеющейся вариативности видов поверхностей рекламных конструкций, участники торгов в 2016 году оценивали финансовую привлекательность лотов и, следовательно, формировали свои предложения.

Такое исключение одного из допустимых видов поверхности конструкций в период срока действия договоров необоснованно существенно ограничивает права рекламораспространителей, а также предоставляет преимущества по части модернизации конструкций тем владельцам, у кого сохранены возможности выбора всех пяти видов поверхности для типа рекламной конструкции «щит».

Также Заявитель отмечает, что в случае такого сокращения одного из допустимых видов поверхности конструкций типа «щит», будет происходить существенное недополучение доходов бюджетом города Омска. Это обусловлено зависимостью расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в том числе от вида поверхности.

Еще одним аспектом запрета на технологическое усовершенствование рекламных конструкций по некоторым местам является сокращение возможностей для улучшения внешнего вида городской информационной среды.

По результатам рассмотрения заявления ООО «АПР-Сити/ТВД», в связи с наличием в действиях Администрации города Омска признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации города Омска было выдано предупреждение
№ 055/01/15-982/2024 от 19.09.2024 о необходимости прекращения действия вышеуказанного акта в части, нарушающей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем внесения изменений в реестр мест размещения рекламных конструкций в Схеме размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Омской области или муниципальной собственности города Омска в границах муниципального образования городской округ город Омск, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций», устанавливающих возможность размещения по всем местам размещения рекламных конструкций типа «щит» всех пяти видов допустимых к установке рекламных конструкций, предусмотренных Схемой размещения рекламных конструкций, в отношении которых имеются действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные по результатам конкурентных процедур.

Предупреждение № 055/01/15-982/2024 от 19.09.2024 подлежало исполнению в течение 20 рабочих дней со дня его получения. О выполнении данного предупреждения надлежало сообщить в Омское УФАС России в течение 3 дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте АО «Почта России»  www.pochta.ru, предупреждение № 055/01/15-982/2024 24.09.2024 было получено Администрацией города Омска (почтовое уведомление № 64401094099112), следовательно, подлежало обязательному исполнению в срок по 22.10.2024.

В установленный срок информация о выполнении предупреждения от Администрации города Омска не поступила.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного 05.11.2024 издан приказ Омского УФАС России № 221/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Омска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При этом Администрация города Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому УФАС России о признании недействительным предупреждения от 19.09.2024 № 055/01/15-982/2024. Суд, рассмотрев указанное заявление, определил заявление Администрации города Омска принять, возбудить производство по делу № А46-20161/2024 (определение от 07.11.2024).

Учитывая, что выводы по делу № А46-20161/2024 имели значение для результатов рассмотрения дела № 055/01/15-1236/2024, в соответствии с частями 3, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 055/01/15-1236/2024 было приостановлено.

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2025 в удовлетворении требований Администрации города Омска о признании недействительным предупреждения Омского УФАС России от 19.09.2024 № 055/01/15-982/2024, отказано в полном объеме.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2025 решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2025 по делу № А46-20161/2024 оставлено без изменения. Таким образом, решение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2025 по делу № А46-20161/2024 вступило в силу 28.04.2025.

Определением Омского УФАС России от 14.05.2024 рассмотрение дела № 055/01/15-1236/2024 возобновлено.

14.05.2025 вынесено определение о назначении дела № 055/01/15-1236/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. К участию в рассмотрении дела привлечены: ООО «АПР-Сити/ТВД» (заявитель), Администрация города Омска (ответчик).

2. По запросам Омского УФАС России, направленным в адрес Администрации города Омска, управлением делами Администрации города Омска в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. от 24.07.2024 № 6765-ЭП/24, от 30.07.2024
№ 6954/24, от 11.10.2024 № 9666/24, от 12.08.2024 № 7408-ЭП/24).

В письменных пояснениях управление делами Администрации города Омска указывает, что проектом постановления предлагается исключить возможность изменения вида рекламной конструкции на рекламную конструкцию со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений, приблизительно на 40% мест от общего количества мест размещения рекламных конструкций, предусмотренных схемой.

Основное количество мест, в отношении которых принимаются изменения, составляют рекламные конструкции, владельцами которых не подано ни одного заявления о смене вида за период действия договоров с 2016 года.

Исключение возможности изменения вида рекламной конструкции обусловлено необходимостью увеличения уровня распространения социальной рекламы на территории города Омска, а также повышения коммерческой привлекательности планируемых новых мест размещения рекламных конструкций, с возможностью демонстрации видеоизображения на информационном поле, предусматривающих предоставление не менее 30% эфирного времени для размещения социальной рекламы.

При этом управление делами Администрации города Омска отмечает, что в силу пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее  Закон о рекламе) определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования является правом органа местного самоуправления.

Проект постановления разработан в целях увеличения поступлений в бюджет города Омска за счет включения в схему 6 новых мест для размещения рекламных конструкций, уточнения видов допустимых к установке рекламных конструкций, исключения из Схемы размещения рекламных конструкций 278 мест в связи с их невостребованностью и отсутствием технической возможности для установки и эксплуатации рекламных конструкций в указанных местах, обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Омска, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Управление делами Администрации города Омска также поясняет, что издание постановления исключит возможность субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности изменять вид рекламной конструкции на рекламную конструкцию со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений, в случае, если схемой размещения рекламных конструкций данный вид
не предусмотрен.

Вместе с тем, владельцы рекламных конструкций не лишены права в любое время обратиться в уполномоченное структурное подразделение с заявлением о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, в части изменения допустимого вида рекламной конструкции в данном месте.

Письмом от 26.06.2025 (вх. № 5898/25) управление делами Администрации города Омска сообщило в Омское УФАС России о выполнении предупреждения № 055/01/15-982/2024 от 19.09.2024. Администрацией города Омска принято постановление от 05.06.2025 № 453-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п», в рамках которого возвращена возможность рекламораспространителям изменять вид рекламной конструкции на рекламную конструкцию со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованную электронной системой автоматической смены изображений с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле.

3. В результате проведенного анализа документов Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо)  собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 5 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 названной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В силу пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Постановлением Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» утверждена Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Омской области или муниципальной собственности города Омска в границах муниципального образования городской округ город Омск (далее  Схема размещения рекламных конструкций).

На официальном сайте Администрации города Омска в разделе «Оценка регулирующего воздействия» (https://admomsk.gosuslugi.ru/) 04.07.2024 было опубликовано уведомление о подготовке проекта постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п
«Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций», а также 15.07.2024 были опубликованы проект постановления и опросный лист для проведения публичного обсуждения проекта постановления.

Согласно опубликованному 31.07.2024 отчету об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» при проведении публичных обсуждений в адрес управления делами Администрации города Омска поступили предложения от
ООО «АПР-Сити/ТВД», Союза «Омская торгово-промышленная палата», Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Региональной общественной организации «Омский областной Союз предпринимателей» в части, касающейся исключения из проекта постановления изменений исключающих возможность изменения вида рекламной конструкции на рекламную конструкцию со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованную электронной системой автоматической смены изображений с возможностью демонстрации видеоизображений. Вместе с тем, указанные предложения без обоснования причин не были учтены.

05.08.2024 опубликовано заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» из которого следует, что предлагаемый проектом постановления вариант правового регулирования может быть принят ввиду достаточности оснований.

10.09.2024 Администрацией города Омска принято постановление № 700-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» (далее  постановление Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п).

Согласно Схеме размещения рекламных конструкций на территории города Омска предусмотрено 1010 мест размещения рекламных конструкций типа «щит», который предполагает следующие виды рекламных конструкций данного типа:

  1. без подсвета информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображений на информационном поле;
  2. с наружным подсветом информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображений на информационном поле;
  3. с наружным подсветом информационного поля, оборудованные высокотехнологичной системой автоматической смены изображений на информационном поле;
  4. с внутренним подсветом информационного поля, оборудованные высокотехнологичной системой смены изображений на информационном поле;
  5. со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле.

Аналогичные типы и виды рекламных конструкций, допустимых к установке, предусмотрены в пункте 5 статьи 4 решения Омского городского Совета от 25.06.2014 № 253 «О правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Омске, размещения рекламы на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности города Омска» (далее  Решение № 253).

В редакции Схемы размещения рекламных конструкций, действовавшей до принятия постановления Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» по всем местам размещения рекламных конструкций типа «щит» имелась возможность выбора всех видов рекламных конструкций данного типа. После принятия указанного постановления возможность размещения всех вышеуказанных видов рекламных конструкций типа «щит» осталась только по 268 местам из 1010.

В силу статьи 7 Решения № 253 изменение вида и технических характеристик рекламных конструкций, указанных в статьях 4, 5, 6 Решения № 253, при сохранении площади информационного поля, указанной в разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, производится владельцем рекламной конструкции самостоятельно после получения письменного согласия уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска, полученного в порядке, установленном правовым актом Администрации города Омска, в двухмесячный срок со дня приема от заявителя необходимых документов, перечень которых установлен правовым актом Администрации города Омска. При изменении вида и технических характеристик рекламной конструкции внесение платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом производимых изменений вида и технических характеристик рекламной конструкции, осуществляется владельцем рекламной конструкции с момента внесения соответствующих изменений в договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основе торгов, если заключение договора допускается только путем проведения торгов, изменение вида и технических характеристик рекламной конструкции допускается сторонами договора, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Изменение видов и технических характеристик рекламных конструкций возможно с учетом утвержденной схемы размещения рекламных конструкций только в пределах срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что владелец рекламной конструкции, имеющий действующий договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, имеет возможность с согласия уполномоченного органа Администрации города Омска изменить вид и технические характеристики рекламной конструкции, с учетом действующей схемы размещения рекламных конструкций.

При этом плата по договору, рассчитанная в соответствии с решением Омского городского Совета от 28.01.2009 № 213 «О порядке расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, и на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена» (далее  Решение № 213), будет меняться, в зависимости от вида рекламной конструкции, что следует из статей 2, 3, 7 Решения № 213.

Как следует из материалов дела, между ООО «АПР-Сити/ТВД» и департаментом имущественных отношений Администрации города Омска по результатам аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена (протокол от 06.09.2016), заключен договор № 43878/РА на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 23.09.2016 (далее  договор № 43878/РА от 23.09.2016). Срок действия договора 10 лет (пункт 1.3 договор № 43878/РА от 23.09.2016) .

В приложении № 2 к договору № 43878/РА от 23.09.2016 установлен перечень адресов рекламных конструкций, а также тип и вид рекламных конструкций. Из указанного приложения следует, что ООО «АПР-Сити/ТВД» предоставлено право на установку и эксплуатацию 75 рекламных конструкций, из которых 69 рекламных конструкций типа «щит» вида «с наружным подсветом информационного поля, не оборудованные системой автоматической смены изображений».

В соответствии с соглашениями к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 23.09.2016 № 43878/РА от 30.06.2021, 18.08.2023, 13.03.2023, 29.11.2023 по 23 рекламным конструкциям типа «щит» изменен вид рекламной конструкции на пятый вид, допустимый к установке в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций: «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованная электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле».

При рассмотрении заявления Общества Омским УФАС России в адрес хозяйствующих субъектов  рекламораспространителей, в том числе Заявителя были направлены запросы, из полученных ответов Омским УФАС России установлено следующее.

Так, ООО «АПР-Сити/ТВД» в письме от 08.08.2024 (вх. от 08.08.2024 № 7332-ЭП/24) сообщает, что согласно договору № 43878/РА от 23.09.2016 владеет 69 рекламными конструкциями типа «щит» на территории города Омска. До настоящего момента ООО «АПР-Сити/ТВД» была произведена модернизация информационных поверхностей 21 рекламной конструкции до электронной системы автоматической смены изображений (пятый вид рекламной конструкции, допустимый к установке, типа «щит»). На момент проведения аукциона и заключения договора возможность такой модернизации была предусмотрена по всем 69 адресам. По 21 уже установленным экранам (пятый вид) проектом изменения
Схемы размещения рекламных конструкций города Омска сохранена возможность установки всех пяти видов рекламных конструкций типа «щит». Из оставшихся 48 щитов возможность замены, в случае принятия проекта постановления, сохраняется только на пяти местах, при этом на четыре из них уже подано заявление в Администрацию города Омска на смену вида рекламных конструкций. Все дальнейшие планы компании по модернизации сети рекламных конструкций в самый современный вид наружной рекламы фактически полностью исключаются в связи принятием изменений в постановление.

При этом, при проведении публичных обсуждений в рамках оценки регулирующего воздействия проекта постановления ООО «АПР-Сити/ТВД» в адрес Администрации города Омска направлялись возражения, которые не были учтены, о чем указано в отчете об оценке регулирующего воздействия по проекту постановления.

Из письма АО «Компания СТА» от 29.08.2024 (вх. от 29.08.2024 № 8056-ЭП/24) следует, что согласно действующим 23 договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и полученных на основании них разрешений АО «Компания СТА» владеет 174 рекламными конструкциями типа «щит» на территории города Омска. 07.08.2024 Администрацией города Омска, на основании обращения общества от 11.07.2024 были внесены изменения в 28 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключены дополнительные соглашения к четырем договорам об изменении вида рекламных конструкций на вид «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле». До данного момента АО «Компания СТА» не эксплуатировало конструкции данного вида (пятый вид). Из 28 мест, на которые в данный момент есть разрешения на установку рекламных конструкций с пятым видом, под исключение из Схемы размещения рекламных конструкций попадают 20 мест. Из оставшихся 148 щитов возможность замены, в случае принятия проекта постановления, сохраняется лишь на 11 местах. На момент проведения аукционов и заключения договоров, начиная с 2016 года, возможность такой модернизации была предусмотрена по всем местам. Общество планировало ежегодно подвергать модернизации свои рекламные конструкции, но изменения Схемы размещения рекламных конструкций практически исключает данные действия.

Также АО «Компания СТА» указывает, что им в адрес разработчика проекта постановления направлялись возражения относительно вносимых изменений, вместе с тем, из отчета об оценке регулирующего воздействия по проекту постановления следует, что какие-либо предложений от АО «Компания СТА» не поступали, соответственно, не были учтены.

Из письма ИП Сусликова Е.С. исх. № 42 от 04.09.2024 (вх. от 06.09.2024 № 8409-ЭП/24) следует, что индивидуальный предприниматель является владельцем 30 рекламных конструкций на территории города Омска типа «щит», в том числе вида «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле» в количестве 2 рекламных конструкций. Установленные 2 рекламные конструкции пятого вида не попадают под исключение из Схемы размещения рекламных конструкций, вместе с тем, остальные 22 рекламные конструкции (пятый вид рекламной конструкции, допустимый к установке, типа «щит») подлежат исключению с учетом планируемых изменений. ИП Сусликов Е.С. планировал заменить ранее установленные рекламные конструкции типа «щит» на более современный вид. Заявления о замене подавались, были приняты, одобрены. Планируется также дальнейший перевод остальных рекламных конструкций на более современный вид, вместе с тем, с учетом планируемых изменений, такая возможность исключается.

Таким образом, из вышеуказанных пояснений можно сделать вывод, что данные хозяйствующие субъекты, имея действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, производили модернизацию своих рекламных конструкций на более современный пятый вид рекламной конструкции, допустимый к установке, для типа «щит» и планировали продолжать эту работу, но внесенные постановлением Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п изменения в Схему размещения рекламных конструкций практически исключили такую возможность.

Согласно позиции управления делами Администрации города Омска, основное количество мест, в отношении которых принимаются изменения, составляют рекламные конструкции, владельцами которых не подано ни одного заявления о смене вида за период действия договоров с 2016 года. Кроме того, владельцы рекламных конструкций не лишены права в любое время обратиться в уполномоченное структурное подразделение с заявлением о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций, в части изменения допустимого вида рекламной конструкции в данном месте.

Относительно данных доводов Комиссия отмечает следующее.

Как следует из имеющихся в материалах дела письменных пояснений хозяйствующих субъектов  рекламораспространителей (ООО «АПР-Сити/ТВД», АО «Компания СТА»,
ИП Сусликова Е.С.), данные хозяйствующие субъекты, имея действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные по результатам торгов, подавали заявления о смене вида рекламной конструкции, то есть производили модернизацию своих рекламных конструкций на более современный пятый вид рекламной конструкции, допустимый к установке для типа «щит». Притом данные хозяйствующие субъекты планировали и далее продолжать эту работу, вместе с тем принятие постановления Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п практически исключило такую возможность.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 23.04.2024 № 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, вплоть до 31.12.2034, при соблюдении ряда условий. Таким образом, договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенные, в том числе с вышеуказанными хозяйствующими субъектами в 2016 году по результатам торгов сроком на 10 лет, могут быть продлены до 31.12.2034.

До принятия спорных изменений при проведении публичных обсуждений, в рамках оценки регулирующего воздействия проекта постановления Администрации города Омска «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016
№ 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» хозяйствующими субъектами, в том числе Заявителем, направлялись возражения относительно исключения для значительного количества мест размещения рекламных конструкций одного из видов рекламных конструкций (пятый вид, допустимый к установке) типа «щит». Вместе с тем, указанные возражения без обоснования причин не были учтены Администрацией города Омска.

Относительно довода Администрации города Омска о том, что внесенные изменения в Схему размещения рекламных конструкций не лишают права владельцев рекламных конструкций обратиться в уполномоченное структурное подразделение с заявлением о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций, в части изменения допустимого вида рекламной конструкции в данном месте, Комиссия отмечает следующее.

Как верно указывает Ответчик, внесенные изменения действительно не лишают права хозяйствующих субъектов, имеющих действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обращаться в уполномоченный орган за изменением вида рекламной конструкции.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в силу положений статьи 7 Решения № 253 владелец рекламной конструкции, имеющий действующий договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, имеет возможность с согласия уполномоченного органа Администрации города Омска изменить вид и технические характеристики рекламной конструкции, с учетом действующей Схемы размещения рекламных конструкций.

Следовательно, в случае, если Схемой размещения рекламных конструкций для того или иного типа рекламной конструкции не предусмотрен испрашиваемый вид рекламной конструкции, то уполномоченным органом будет отказано заинтересованному лицу в изменении вида рекламной конструкции. Тогда для изменения вида рекламной конструкции заинтересованному лицу необходимо обращаться в уполномоченный орган за внесением соответствующих изменений в нормативный правовой акт  Схему размещения рекламных конструкций. При этом внесение изменений нормативный правовой акт является длительной процедурой, предусматривающей проведение определенных этапов[1].

Таким образом, Комиссия считает, что спорные изменения в Схему размещения рекламных конструкций внесены Администрацией города Омска произвольно, без учета имеющихся возражений от владельцев рекламных конструкций, обоснованность необходимости внесения указанных изменений Администрацией города Омска документально не подтверждена.

Арбитражный суд Омской области в своем решении от 07.02.2025, а также Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.04.2025 по делу № А46-20161/2024 пришли к аналогичным выводам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования: с 10.09.2024 по 06.06.2025.

2. Продуктовые границы: рекламные услуги с использованием рекламных щитов со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле.

3. Географические границы: город Омск.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): постановление Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п, которым внесены изменения в реестр мест размещения рекламных конструкций в Схеме размещения рекламных конструкций, в части исключения для типа рекламной конструкции «щит» значительного количества рекламных конструкций вида «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле» (пятый вид рекламных конструкций, допустимых к установке), лишило возможности хозяйствующих субъектов  рекламораспространителей, имеющих действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные по результатам торгов, воспользоваться правом на изменение вида рекламной конструкций на более современный вид, который у них предусмотрен договором, до принятия спорных изменений в Схему размещения рекламных конструкций.

На заседании Комиссии 08.07.2025 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято и направлено в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 055/01/15-1236/2024.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 055/01/15-1236/2024 в Омское УФАС России от лиц, участвующих в деле, не поступало письменных возражений, а также каких-либо дополнительных доказательств.

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 055/01/15-1236/2024, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о необходимости признать постановление Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п, которым внесены изменения в реестр мест размещения рекламных конструкций в Схеме размещения рекламных конструкций, в части исключения для типа рекламной конструкции «щит» значительного количества рекламных конструкций вида «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле» (пятый вид рекламных конструкций, допустимых к установке), что лишило возможности хозяйствующих субъектов  рекламораспространителей, имеющих действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные по результатам торгов, воспользоваться правом на изменение вида рекламной конструкций на более современный вид, который у них предусмотрен договором, до принятия спорных изменений в Схему размещения рекламных конструкций, нарушающим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Учитывая, что 05.06.2025 Администрацией города Омска принято постановление
№ 453-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п», в соответствии с которым по всем местам размещения рекламных конструкций типа «щит» возвращена возможность выбора всех пяти видов рекламных конструкций данного типа, в том числе
«со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле», Комиссия не находит оснований для выдачи Администрации города Омска предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать постановление Администрации города Омска от 10.09.2024 № 700-п, которым внесены изменения в реестр мест размещения рекламных конструкций в Схеме размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Омской области или муниципальной собственности города Омска в границах муниципального образования городской округ город Омск, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 11.02.2016 № 182-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций», в части исключения для типа рекламной конструкции «щит» значительного количества рекламных конструкций вида «со светоизлучающим подсветом информационного поля, оборудованные электронной системой автоматической смены изображений, с возможностью демонстрации видеоизображений на информационном поле» (пятый вид рекламных конструкций, допустимых к установке), что лишило возможности хозяйствующих субъектов  рекламораспространителей, имеющих действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные по результатам торгов, воспользоваться правом на изменение вида рекламной конструкций на более современный вид, предусмотренным договором, до принятия спорных изменений, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 055/01/15-1236/2024, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции не имеется.

3. Основания для выдачи предписания, предусмотренные статьей 50 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

4. Материалы дела № 055/01/15-1236/2024 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                             <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                       <...>

 

<...>

 


[1] Постановление Администрации города Омска от 30.01.2015 № 94-п «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Администрации города Омска, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».


Источник из базы решений ФАС

https://br.fas.gov.ru/to/omskoe-ufas-rossii/d2c1d0ea-4ace-4986-b826-bbe263819f1f/?query=

Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ.


Еще решения ФАС за эти даты

Решение
Решение №НК85571/25 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России ненадлежащей ... от 28 июля 2025 г.
Управление: Хабаровское УФАС России
Дело : Дело №027/05/21-872/2025 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России ненадлежащей ...


Решение
Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-670/2025 о нарушении требований... от 28 июля 2025 г.
Управление: Брянское УФАС России
Дело : Дело №032/06/105-670/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном...


Решение
Решение №019/01/17-356/2025 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/17-356/2025 от 24 июля 2025 г.
Управление: Хакасское УФАС России
Дело : Дело №019/01/17-356/2025 РЕШЕНИЕ по делу № 019/01/17-356/2025


Решение
Решение №СМ/5192/25 по делу № 036/07/3-942/2025 от 6 августа 2025 г.
Управление: Воронежское УФАС России
Дело : Дело №036/07/3-943/2025 Жалоба №5923-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок


Решение
Решение б/н - от 5 августа 2025 г.
Управление: Омское УФАС России
Дело : Дело №055/07/3-863/2025 Жалоба №6856-ЭП/25
Сфера деятельности: Контроль закупок





Карта сайта. Календарь.

Copyright © 2008-2025, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
Реклама на сайте

При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон портала TenderGuru.ru: 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp, Telegram

ИП Белиловский Алексей Евгеньевич
ИНН: 772881629560
ОГРНИП: 317774600037540

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Политика обработки персональных данных tenderguru.ru