База решений ФАС
Решение №6121/25 Решение по делу № 025/01/15-918/2024 от 20 августа 2025 г. . Участники: Администрация Спасского муниципального района, . из базы решений ФАС (№1869205). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Приморское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ г. Владивосток Дело № 025/01/15-918/2024
Резолютивная часть решения объявлена: 19 августа 2025 года Полный текст решения изготовлен: 20 августа 2025 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии <...> руководителя управления; членов Комиссии: <...> специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти; <...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 025/01/15-918/2024 по признакам нарушения администрацией Спасского муниципального района Приморского края (ОГРН: 1022500818780; ИНН: 2527003240, ул. Ленинская, д. 27, г. Спасск-Дальний, Приморский край, 692245) (далее - администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя администрации Спасского муниципального района посредством видеоконференцсвязи: <...>, доверенность № 70 от 01.04.2025, УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее-Приморское УФАС России) поступили обращения ИП Галева И.В. от 25.09.2023 вх. № 9257/23 и ИП Рыбалко В.В. от 20.11.2023 № 11228/23 (далее - Заявители), указывающие на создание администрацией Хвалынского сельского поселения и администрацией Спасского муниципального района Приморского края препятствий проезда автомобилей, выразившихся в ликвидации съезда (подъезд/выезд) к площадке, на которой расположены стационарные торговые объекты заявителей. По результатам рассмотрения обращений Приморским УФАС России было возбуждено дело № 025/01/15-916/2024 по признакам нарушения администрацией Хвалынского сельского поселения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ходе рассмотрения дела № 025/01/15-916/2024 было выявлено следующее. Администрацией Спасского Муниципального района перед торговыми объектами на земле общего пользования был сформирован земельный участок с кадастровым номером 25:16:420101:1540. Подъезд к торговым объектам Предпринимателей и торговая площадка, предназначенная для стоянки и проезда автомобилей, включена в состав земельного участка с кадастровым номером № 25:16:420101:1540. 30 июня 2023 года администрацией Спасского муниципального района принято постановление № 1078-па «О проведении открытых аукционов в электронной форме на право заключения договора аренды» в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:16:420101:1540 под лотом № 1. Предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:16:420101:1540 площадью 3246 кв.м., вид разрешенного использования: объекты коммунального хозяйства (инженерно-технического обеспечения) и транспорта, необходимые для обеспечения объектов разрешенных видов использования, в том числе: иные объекты, цель использования: рынки, объекты обслуживания автомобильного транспорта. Срок аренды земельного участка 10 лет. 01 августа 2023 года поступила заявка № 9438 от индивидуального предпринимателя Нестерова Н.В. По результатам проведения аукциона между администрацией Спасского муниципального района и ИП Нестеровым Н.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № 25:16:420101:1540 от 23 августа 2023 № 012.0823.18344. В результате выявленных сведений, Приморским УФАС России было выдано предупреждение от 20.02.2024 № 1170/24 в связи с выявлением признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действии администрации Спасского муниципального района по заключению с ИП Нестеровым Н.В. договора № 012.0823.18344 от 23.08.2023 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:16:420101:1540, расположенного на км 526+938 слева от автомобильной дороги Хабаровск-Владивосток. 2024-10276 Данное действие администрации было признано содержащим признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в результате передачи администрацией в аренду спорного земельного участка предпринимателю Нестерову Н.В. по договору аренды был ограничен беспрепятственный доступ (подъезд/съезд) с федеральной автомобильной трассы к объектам дорожного сервиса, что привело к препятствованию осуществления предпринимательской деятельности владельцами торговых объектов, нарушению их прав и интересов как участников соответствующего товарного рынка. Администрация Спасского муниципального района Приморского края в установленный срок предупреждение не исполнила, в связи с чем 16.09.2024 издан приказ Приморского УФАС России № 31 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 025/01/15-918/2024 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.11.2024 комиссия приостановила рассмотрение дела № 025/01/15-918/2024 до рассмотрения арбитражными судами дела № А51-5047/2024 по иску ИП Нестерова Н.В. и администрации Спасского муниципального района о признании недействительным предупреждения Приморского УФАС России от 20.02.2024 № 1170/24 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки антимонопольного законодательства. Решением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2025 по делу № А51-5047/2024, вступившим в законную силу, предупреждение антимонопольного органа признано законным. Определением от 16.07.2025 комиссия возобновила рассмотрение дела № 025/01/15-918/2024. Комиссия, исследовав материалы дела, изучив пояснения сторон, установила следующее. Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещает органам власти (государственным органам и органам местного самоуправления) и организациям, осуществляющим их функции, совершать действия (бездействие), принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом В частности пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции к действиям, которые ограничивают или могут огранить конкуренцию на определенном товарном рынке относит необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2). В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют действия (бездействие), принятие актов указанных органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции либо создают угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках, за исключением случаев, когда имеется норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществления действий (бездействия). Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Таким образом, в силу данной правовой позиции Пленума ВС РФ угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания в случаях нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающего органам власти необоснованно препятствовать хозяйствующему субъекту в осуществлении деятельности на соответствующем товарном рынке, либо создавать своими действиями такие препятствования (препятствия). Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ). В соответствии с пунктами 1,13 и 15 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и проложенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Как определено пунктом 3.28 «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (далее-ГОСТ 22062-2014), пункт торговли: имущественный комплекс, предназначенный для продажи товаров, необходимых участникам дорожного движения по пути их следования (продуктов питания, технических жидкостей и автомобильных принадлежностей, сувенирной и печатной продукции и т.п.). Исходя из пункта 13 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, пункты торговли, размещенные в полосе отвода автомобильной дороги, также относятся к объектам дорожного сервиса, поскольку являются объектами, обслуживающими участников дорожного движения по пути следования. Часть 6 статьи 257-ФЗ устанавливает, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. Из данной норы следует, что объекты (пункты) торговли как объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы подъездами, съездами, примыканиями для обеспечения беспрепятственного доступа к ним с автомобильной дороги, а также стоянками и местами остановки. Требование об оборудовании объектов дорожного и придорожного сервиса, следовательно, объектов торговли парковками с расчетным числом парковочных мест для участников дорожного движения, в том числе участников дорожного движения с ограниченными возможностями (10% машиномест) и обеспечения беспрепятственного доступа ко всем видам предоставляемых услуг установлена пунктом 4.5 ГОСТ33062-2014. Таким образом, необходимость обеспечения беспрепятственного доступа участников дорожного движения - автотранспорта к объектам дорожного сервиса - объектам торговли с автомобильной дороги путем оборудования подъездами, съездами, примыканиями. а также стоянками и местами остановки закреплена на законодательном уровне, предусмотрена законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования автомобильных дорог. Действия, ограничивающие беспрепятственный доступ автотранспорта к объектам дорожного сервиса объектам торговли, а именно действия, приводящие к ликвидации подъезда/съезда, к утрате возможности подъезда/съезда к объектам дорожного сервиса (объектам торговли) с автомобильной дороги, невозможности организации стоянки и местами остановки (парковки) транспортных средств, являются незаконными. Взимание платы за беспрепятственный доступ к объектам дорожного сервиса (объектам торговли) законодательством не предусмотрено, следовательно, является незаконным предъявление требования к владельцам об оплате за беспрепятственный подъезд к объектам дорожного сервиса (объектам торговли). Рассмотрением материалов Приморское УФАС России установило, что индивидуальный предприниматель Галев В.В. является владельцем объектов дорожного сервиса - торговых объектов, расположенных на площадке в районе ул. Первомайская в с. Летно-Хвалынское на 526км+350 м слева от автомобильной дороги Хабаровск-Владивосток в Спасском муниципальном районе. Ранее беспрепятственный доступ к торговым объектам обеспечивался посредством организации оборудованного съезда (подъезда/выезда) с автомобильной дороги общего пользования местного значения с. ЛетноХвалынское, ул. Первомайская, примыкающей к федеральной автомобильное дороге А-370 «Уссури» Хабаровск-Владивосток в с. Летно-Хвалынское, что существенно способствовало осуществлению предпринимателями торговой деятельности, поскольку проезжающим по федеральной трассе А-370 «Уссури» Хабаровск-Владивосток, а также в с. Летно-Хвалынское по ул. Первомайской автотранспортным средствам было удобно заезжать и выезжать, парковать автомобили на площадке перед торговыми объектами. Этот беспрепятственный доступ к торговому объекту, принадлежащему предпринимателю, был ликвидирован администрацией Хвалынского сельского поселения Спасского муниципального района, которая на основании соглашения от 27.12.2012 исполняла полномочия администрации Спасского муниципального района по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности до 31.12.2023, без организации другого беспрепятственного доступа (подъезда/съезда) к объектам дорожного сервиса. После ликвидации оборудованного ранее подъезда/съезда к торговым объектам с ул. Перрвомайская в с. Летно-Хвалынское без организации другого удобного, беспрепятственного доступа в границах территории между съездом на км 526+938 и съездом с ул. Первомайской администрацией Спасского муниципального района был образован земельный участок с кадастровым номером 25:16:420101:1540, который передан по договору аренды ИП Нестерову Н.В. в целях использования объектов коммунального хозяйства (инженерно-технического обеспечения) и транспорта, необходимых для обеспечения объектов разрешенных видов использования, в том числе: иные объекты, цель использования: рынки, объекты обслуживания автомобильного транспорта. В результате передачи данного земельного участка в аренду конкретному лицу в установленных границах ограничила беспрепятственный доступ к объектам дорожного сервиса - торговым объектам предпринимателей ИП Галева В.В. и Рыбалко В.В., поскольку была утрачена возможность организации съезда (подъезда/выезда) с автомобильной дороги общего пользования через территорию земельного участка с кадастровым номером 25:16:420101:1540, которая ранее представляла собой территорию (землю) общего пользования, обладала правом свободного альтернативного доступа (проезда) к беспрепятственному использованию торговых объектов. Указанными незаконными действиями администрацией Спасского муниципального района фактически был блокирован единственный оставшийся беспрепятственный доступ автотранспорта по пути следования к законно расположенным торговым объектам, что существенно ограничило заявителей, а равно других предпринимателей, таких же владельцев объектов дорожного сервиса в осуществлении торговой деятельности. Администрация Спасского муниципального района, организуя передачу в аренду земельного участка по заявлению предпринимателя Нестерова Н.В., территория которого ранее была землей общего пользования и альтернативно использовалась для свободного доступа к площадке торговых сооружений, и, заключая с ним договор аренды, при этом не предусмотрев при формировании этого земельного участка возможность удобного и доступного съезда (подъезда/выезда) транспортных средств к торговым объектам с автомобильной дороги и их парковки, не могла не знать и не учитывать, что после ликвидации ранее существовавшего оборудованного съезда (подъезда/выезда) с ул. Первомайская с. Летно-Хвалынского беспрепятственный доступ автотранспорта к законно расположенным торговым объектам будет невозможен и предприниматели, владельцы объектов дорожного сервиса (торговых объектов) будут ограничены в осуществлении торговой деятельности. В результате незаконного действия администрации Спасского муниципального района, выразившегося в заключении договора аренды земельного участка, создано необоснованное препятствование в осуществлении предпринимателями деятельности в принадлежащих им торговых объектах, соответственно, создана угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции, тем самым нарушен запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описанные выше действия администрации Спасского муниципального района содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, установлено, что продуктовые границы исследуемого товарного рынка - аренда земельных участков, находящихся в собственности или в ведении Спасского муниципального района Приморского края, географические границы товарного рынка определяются территорией Спасского муниципального района Приморского края, временной интервал исследования с 20.02.2024 (с даты выдачи предупреждения) до настоящего времени. Отрицательное влияние действий (бездействия) администрации Спасского муниципального района на состояние конкуренции на рассматриваемом товарном рынке состоит в том, что заключение рассматриваемого договора аренды земельного участка, создало необоснованное препятствование в осуществлении предпринимателями деятельности в принадлежащих им торговых объектах. Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, копия которого была направлена лицам, участвующим в деле. До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения администрацией представлены пояснения от 01.08.2025 № 3802 (вх. № 7598-ЭП/25 от 01.08.2025), которые приобщены к делу. В своих пояснениях администрация сообщает о возврате земельного участка с кадастровым номером 25:16:220101:1540 (акт возврата земельного участка от 31.07.2025 к договору аренды № 012.0823.18344 от 23 августа 2023 года). При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения администрации Спасского муниципального района Приморского края пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:16:420101:1540 (№ 012.0823.18344 от 23.08.2023), что привело к ущемлению прав владельцев торговых объектов и препятствованию осуществления ими предпринимательской деятельности. Выводы Приморского УФАС России о неправомерном заключении администрацией договора аренды вышеуказанного земельного участка с ИП Нестеровым Н.В. подтверждены Арбитражным судом Приморского края и Пятым арбитражным апелляционным судом (дело № А51-7475/2024). Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, а также основания для выдачи предписания. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. Признать факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действии администрации Спасского муниципального округа Приморского края, выразившегося в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:16:420101:1540 (№ 012.0823.18344 от 23.08.2023), что привело к ущемлению прав владельцев торговых объектов и препятствованию осуществления ими предпринимательской деятельности. 2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется. 3. Предписание не выдавать. 4. Передать материалы должностному лицу Приморского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/primorskoe-ufas-rossii/861c0e73-4967-4a9b-a24f-176d7f69c3b4/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №6137/25 Решение РНП № 25-273/04-2025 от 21 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации Администрация Кавалеровского муниципального округа ИНН: 2508144052 ООО «ДМ Строй» ИНН: 2700022162 Решение Решение №04-04/7897 РЕШЕНИЕ РНП 16-144/2023 о включении в реестр недобросовестны... от 21 августа 2025 г. Управление: Татарстанское УФАС России Решение Решение №6114/25 Решение РНП № 25-264/04-2025 от 20 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Организации ООО «АврораЮг» ИНН: 2311297260 ПАО «ТРАНСКАПИТАЛБАНК» ИНН: 7709129705 ООО "РТС-тендер" (ОБЩАЯ) ИНН: 7710357167 Решение Решение №РНП-72-155/25 односторонний отказ от исполнения контракта от 20 августа 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/10/104-155/2025 односторонний отказ от исполнения контракта Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №6125/25 Решение РНП № 25-266/04-2025 от 20 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России |