База решений ФАС
Решение №ОЕ/3846/25 Решение по делу № 012/05/9-330/202 от 25 августа 2025 г. Дело №012/05/9-330/2025 факт распространения рекламы «Открытие 8 марта…» при входе в... из базы решений ФАС (№1869279) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/05/9-330/2025 факт распространения рекламы «Открытие 8 марта…» при входе в... Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 012/05/9-330/2025 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе «22» августа 2025 года г. Йошкар-Ола Резолютивная часть решения объявлена: «20» августа 2025 года Полный текст решения изготовлен: «22» августа 2025 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя-начальник отдела <...>; член Комиссии ведущий специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>; член Комиссии специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов <...>, рассмотрев дело № 012/05/28-330/2025, возбужденное по факту распространения рекламы: «Открытие 8 марта&» при входе в торговый объект: «Центральный рынок», расположенный по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д 115а, с признаками нарушения статей 9, 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя ИП О. <...> по доверенности, УСТАНОВИЛА: Специалистами Марийского УФАС России установлен факт размещениярекламы «Открытие 8 марта&» при входе в торговый объект: «Центральный рынок», расположенный «Центральный рынок» по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115А, следующего содержания:
Определением от 23.05.2025 возбуждено дело № 012/05/9-330/2025 с признаками нарушения Закона о рекламе. Определением об отложении рассмотрения № 012/05/9-330/2025 рассмотрение дела отложено на 20.08.2025. Копия определения об отложении рассмотрения дела № 012/05/9-330/2025 от 12.08.2025 направлена в адрес ИП О. по адресу: 424000, РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115 а, а также на электронную почту: odismedia@yandex.ru. ИП Ю. при рассмотрении дела не присутствовала, письменных пояснений в ходе рассмотрения дела не направила. При этом о дате, времени, месте рассмотрения дела ИП Ю. надлежащим образом уведомлена (копия определения об отложении рассмотрения дела № 012/05/9-330/2025 от 12.08.2025 направлена в адрес ИП Ю., а также на электронную почту zafargazoev 080@ gmail . com ). Комиссия рассматривает дело на основании имеющихся материалов дела. Рассмотрев представленные в материалы дела документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам. Из письменных пояснений ИП О. следует, что в размещенной рекламе указано на проведение розыгрыша призов до 30 мая по купону при покупке от 1000 рублей, то есть условием участия в розыгрыше не является приобретение определенного товара, что исключает проведение розыгрыша как стимулирующего мероприятия. При этом именно на купоне должна содержаться вся необходимая информация, ссылка на который имеется в размещенной рекламе. Более того, между ИП О. и ИП Ю. заключен договор на размещение рекламного носителя № 009-О/2025 от 06.03.2025. В силу п. 4.2 данного договора за содержание рекламного изображения заказчик самостоятельно несет ответственность, включая административную. Кроме того, из письменных пояснений ИП О. следует, спорная рекламная конструкция является лайтбоксом. Ответчик полагает, что спорные рекламные конструкции смонтированы на стене внутри здания, не являющейся внешней стеной. Здание проектировалось в 2011 году таким образом, что рекламные вывески согласовывались с фасадной части. Согласно плану 1-ого этажа здания, являющегося частью технического паспорта здания, спорная рекламная конструкция размещена на внутренних стенах здания входной группы торгового центра и не относится к фасаду здания В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом отнесение информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе). В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования является розыгрыш товаров, а также магазин «ДОМ ОДЕЖДА ОБУВЬ». В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры, или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О не которых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» указанная норма Закона о рекламе обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию). В рассматриваемом рекламном сообщении отсутствует информация об источнике информации, об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Комиссия Марийского УФАС России не может согласиться с доводом ИП О., что в рекламе имеется ссылка на купон, на котором должны быть указаны все условия проведения стимулирующего мероприятия. Так, потребитель рекламы должен быть уведомлен о конкретной информации, которую он может получить, обратившись к названному источнику. Указание на купон не может являться достаточным условием для соблюдения обозначенной нормы, так как в рекламе не указаны сведения, свидетельствующие, что с помощью купона можно получить информацию об организаторе акции. Кроме того, сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте самой рекламы. Вместе с тем, в рекламе указана лишь дата проведения розыгрыша 30 мая. Таким образом, реклама нарушает требования статьи 9 Закона о рекламе. Кроме того, в рамках рассмотрения дела № 012/05/9-330/2025 установлено, что реклама размещалась на рекламных конструкциях. Из письменных пояснений Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город ЙошкарОла» от 27.06.2026 исх. № 025/1761 следует, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не выдавалось. По мнению управления, рассматривая конструкция (при входе в ТЦ «Центральный рынок») относится к наружной рекламе, поэтому требуется получение разрешения на ее установку и эксплуатацию. В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. В силу пункта 3 Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы по вопросам наружной рекламы, утвержденного Приказом ФАС России от 25.07.2024 № 497/24, в части 1 статьи 19 Закона о рекламе содержится перечень наиболее распространенных видов рекламных конструкций, к которым относятся, в том числе, щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары и аэростаты. Указанный перечень рекламных конструкций не является закрытым, поскольку перечень способов и видов распространения рекламы не определен и не ограничен. В части 1 статьи 19 Закона о рекламе также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения». Закон о рекламе не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества. Вместе с тем под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.). Из имеющихся материалов усматривается, что рассматриваемая реклама размещается на рекламной конструкции. Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. ИП О. полагает, что спорные рекламные конструкции смонтированы на стене внутри здания, не являющейся внешней стеной. Здание проектировалось в 2011 году таким образом, что рекламные вывески согласовывались с фасадной части. Согласно плану 1-ого этажа здания, являющегося частью технического паспорта здания, спорная рекламная конструкция размещена на внутренних стенах здания входной группы торгового центра и не относится к фасаду здания. Марийским УФАС России направлен запрос в ООО АПМ «Артель». Обществом представлен скан фрагмент главного входа отделочного плана первого этажа центрального рынка по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 115 а, где красными линиями определены наружные стены здания. Изучив, представленные документы, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу, что стена на которой размещается следующая конструкция: является наружной. Таким образом, в нарушение требований части 9 статьи 19 Закона о рекламе рассматриваемая реклама расположена по адресу: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д 115 а (центральный вход) посредством рекламной конструкции, установлена и эксплуатируются без разрешения органа местного самоуправления, что подтверждается материалами дела. Следовательно, реклама «ДОМ ОДЕЖДА ОБУВЬ открытие 8 марта розыгрыш призов 30 мая*&.» нарушает требования статьи 9, части 9 статьи 19 Закона о рекламе. Антимонопольным органом установлено, что спорная рекламная информация размещена на основании договора на размещение рекламного носителя № 009-О/2025 от 06.03.2025. Таким образом, ИП Ю. является рекламодателем как лицо, оказывающее услуги, являющиеся объектом рекламирования. ИП О. является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Учитывая изложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемая рекламная информация фактически изготавливалась и распространялась от имени и в интересах ИП Ю., в целях привлечения потенциальных клиентов к товарам, реализуемым индивидуальным предпринимателем. Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем, в материалах дела № 012/05/9-330/2025 представлены доказательства, подтверждающие прекращение нарушения законодательства о рекламе. Комиссия Марийского УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют. Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии Члены Комиссии Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/mariyskoe-ufas-rossii/d4cb08aa-dec5-45c3-9ebd-ea43be5f4afc/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ТМ/7904/25 решение по делу № 042/05/18.1-790/2025 от 18 августа 2025 г. Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/05/18.1-790/2025 Определение о возбуждении дела Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1827/2025 от 14 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1827/2025 Жалоба №9967-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №6181/25 Решение РНП № 25-280/04-2025 от 25 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Решение Решение б/н б/а от 25 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-10379/2025 <...> на <...> Решение Решение №6182/25 Решение РНП № 25-280/04-2025 от 25 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России |