База решений ФАС
Решение б/н б/а от 25 августа 2025 г. Дело №077/07/00-10210/2025 ООО «Авиабаза» на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» из базы решений ФАС (№1869286) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-10210/2025 ООО «Авиабаза» на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-10210/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
20.08.2025
г. Москва Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: Председательствующего: <...> и.о. начальника отдела антимонопольного контроля торгов, членов Комиссии: <...> главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, <...> специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов, при участии посредством видео-конференц-связи представителей ООО «Авиабаза» в лице <...>, представителя ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице <...>,
в отсутствие АО «ЭТС»,
извещенного надлежащим образом о времени, дате и месте
рассмотрения письмом Московского УФАС России от
14.11.2024 рассмотрев жалобу ООО «Авиасервис» (далее - Заявитель) на действия ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поисково спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов и участию в совместных ведомственных (межведомственных) учениях и тренировках, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами в Красноярской зоне авиационно-космического поиска и спасания с целью подготовки дежурных экипажей и спасательных парашютно-десантных групп к выполнению поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Место дислокации Диксон. Тип ПСВС Ми-8 (Ка-32) (реестровый № 32414078783, далее Закупка). в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, направленная письмом ФАС России от 13.11.2024 № 28/103712/24 (далее Жалоба). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель). Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Согласно доводам жалобы Заявитель выражает несогласие с неустановлением Заказчиком в рамках спорной закупочной процедуры автопродления длительности аукциона. В обоснование доводов жалобы Заявитель указывает, что действиями по ограничению продолжительности торгов Заказчик нарушает право участника конкурентной процедуры на участие при подаче ценовых предложений, поскольку такие действия противоречат принципу равноправия. Как указывает Заявитель, неустановление Заказчиком возможности автопродления аукциона после подачи последнего ценового предложения ограничивает конкуренцию и противоречит части 1 статьи 3 Закона о закупках. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и истребуемые антимонопольным органом материалы. В обоснование заявленной правовой позиции Заказчик пояснил, что при размещении сведений о закупке руководствовался Положением о закупках, а также Регламентом электронной торговой площадки, при этом установление опции и параметров автопродления аукциона является в соответствии с руководством Организатора электронной торговой площадки правом Организатора, а не обязанностью, в связи с чем нарушения положений действующего законодательства в действиях Заказчика отсутствуют. Таким образом, доводы Заявителя сводятся к обжалованию положений документации и порядка размещения информации о проведении закупки, в том числе размещению на ЭТП. В свою очередь Комиссия отмечает, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. Согласно информации в ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Закупке является 30.10.2024 09:00 (МСК). Таким образом, Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации и порядок размещения информации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 30.10.2024 09:00 (МСК). В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями Документации. Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона» с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения конкурсной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после непризнания его победителем этой закупки. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ). Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации и порядок размещения информации о закупке после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия отмечает, что оспаривание положений документации и порядок размещения информации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. Вместе с тем жалоба Заявителя была подана в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке. Таким образом, Заявитель не может обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в части оспаривания положений документации и порядка размещения информации о закупке. В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу №А40-178288/20, от 23.06.2023 по делу № А40-17873/23, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2024 по делу № А40-84118/2023, решениях Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2023 по делу № А40-276661/22, от 10.10.2023 по делу № А40-167076/23. В связи с изложенным, Комиссией принято решение об оставлении жалобы Заявителя в указанной части без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного с учетом положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Оставить жалобу ООО «Авиабаза» (ИНН:5503192058, ОГРН:1205500011166) на действия ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (ИНН:7734135124, ОГРН:1027739057500) при проведении Закупки без рассмотрения. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России 14.08.2025 № ФК/32756/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/26524e8d-ebfa-4e20-a034-84ef11c2e5d5/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №6190/25 Решение 025/06/105-886/2025 (348) от 25 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-886/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "МЕДПОСТАВЩИК" на закупку №03203000... Организации ООО «Медпоставщик» ИНН: 2465330252 КГБУЗ «Артемовская городская больница №1» ИНН: 2502013800 Решение Решение №ЮА/3833/25 Решение по делу № 012/06/99-564/2025 от 25 августа 2025 г. Управление: Марийское УФАС России Дело : Дело №012/06/99-564/2025 обращение от 20.08.2025 о согласовании возможности заключени... Решение Решение №ИК/3171/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-470/2025 по результатам проверки факт... от 25 августа 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение №ИК/3175/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/104-472/2025 по результатам проверки факта... от 25 августа 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение б/н б/а от 25 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-10147/2025 ... на ФГБУ ФИПС |