База решений ФАС
Решение №3204/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/99-455/2025 по результатам внеплановой док... от 27 августа 2025 г. из базы решений ФАС (№1869353) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Новгородское УФАС России Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
Заказчику ГОБУЗ «НОСПК»
e-mail: spk53@bk.ru
Уполномоченному учреждению ГОКУ МЦ «РЕЗЕРВ»
e-mail: torgirezerv@mail.ru
Оператору электронной площадки АО «ЕЭТП»
e-mail: ko@roseltorg.ru 3204/25
РЕШЕНИЕ № 053/10/99-455/2025 по результатам внеплановой документарной проверки
22 августа 2025 года Великий Новгород
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее Новгородское УФАС России; Управление) в составе: &&&, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы руководитель инспекции; &&&, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы участник инспекции; &&&, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы участник инспекции, на основании приказа Новгородского УФАС России № 69/25 от 08.08.2025, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения «Новгородская областная станция переливания крови» (173008, Великий Новгород, ул. П. Левитта, д. 16) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пробирок вакуумных, извещение № 0850200000425001173 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее официальный сайт) 27.06.2025, без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
02.07.2025 вх. № 4346/25 в Новгородское УФАС России поступила жалоба - Общества с ограниченной ответственностью «Лабмастер» (630055, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Пасечная, д. 1, помещ. 18) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная станция переливания крови» (173008, Великий Новгород, ул. П. Левитта, д. 16; далее ГОБУЗ «НОСПК») при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее ГОКУ МЦ «Резерв») закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пробирок вакуумных, извещение № 0850200000425001173 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте 27.06.2025 (далее Жалоба). Из Жалобы следует, что заказчик указав в пунктах № № 1,2,3 Приложения № 1 «Техническое задание» к Извещению (далее ТЗ) неизменяемую дополнительную характеристику товаров «Фиксация крышки» - винтовое соединение крышки и пробирки или двухступенчатое снятие крышки, ограничил конкуренцию. По мнению подателя Жалобы наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови, если такие изделия были зарегистрированы в установленном порядке. 04.07.2025 Жалоба была отозвана ее подателем на основании части 6 статьи 105 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в силу пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно письму ФАС России № МШ/12890/25 от 14.02.2025 в случае отзыва жалобы до её рассмотрения комиссией территориального органа, данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, в связи с отзывом Жалобы Новгородским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки вышеуказанной закупки. По итогам проведения внеплановой проверки, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам. В июне-июле заказчиком - ГОБУЗ «НОСПК» совместно с уполномоченным учреждением ГОКУ МЦ «Резерв» и его котировочной комиссией осуществлена закупка путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пробирок вакуумных, извещение № 0850200000425001173 о проведении которого в последней редакции было размещено на официальном сайте 27.06.2025 (начальная (максимальная) цена контракта 412 800,00 рублей). В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Представленное в уполномоченное учреждение для последующего размещения на официальном сайте извещение в последней редакции о проведении запроса котировок в электронной форме (далее Извещение) было утверждено (подписано электронной подписью) Главным врачом ГОБУЗ «НОСПК» &&.. 19.06.2025 и в последующем (25.06.2025) Извещение было размещено на официальном сайте. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки поставка пробирок вакуумных. Описание объекта закупки по рассматриваемой закупке приведено в ТЗ. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ (далее Правила формирования КТРУ), а также Правила использования КТРУ (далее - Правила использования КТРУ). Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками, среди прочего, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки. В соответствии с разделом 1 ТЗ заказчиком по позициям 1,2,3 ТЗ были использованы позиции КТРУ 32.50.50.000-00000665 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА», 32.50.50.000-00000641 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА», 32.50.50.000-00001456 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания». Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Как было установлено, заказчиком при описании объекта закупки использованы обязательные для применения характеристики КТРУ, кроме того, вышеуказанными позициями КТРУ указание дополнительных характеристик не запрещено. Заказчиком в ТЗ при приведена дополнительная неизменяемая оспариваемая характеристика товаров «Фиксация крышки» со значением «винтовое соединение крышки и пробирки или двухступенчатое снятие крышки» по позициям № № 1,2 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА», 3 «Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания» и во исполнении требований пункта 6 Правил использования КТРУ указано обоснование ее применения, а именно: - Характеристика «Фиксация крышки»: для исключения излития материала при транспортировке, перемешивании и центрифугировании, а также для многократного открывания и закрывания пробирки без разбрызгивания материала, для предотвращения риска контаминации. Кроме того, заказчик в своих письменных возражениях (вх. № 4454-ЭП/25 от 07.07.2025 Новгородского УФАС России) указывает на то, что им в работе используются анализаторы, где пробирки размещаются с открытыми крышками (то есть крышка не прокалывается, а снимается или отвинчивается). Кроме того, по регламенту проводимых исследований требуется вскрытие первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения (то есть многократное открывание или закрывания пробирок). Таким образом, с учетом осуществляемых операций потребность заказчика заключается в пробирках с защитой от самопроизвольного открытия крышки, обеспечиваемой особенностями конструкции (винтовое соединение крышки с пробиркой или двухступенчатое снятие крышки). Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)). При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Как следует из ТЗ характеристики приобретаемых товаров определены заказчиком на основании своих потребностей и с учетом специфики деятельности В соответствии с данными официального сайта на участие в рассматриваемой закупке было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения. На основании всего вышеизложенного в действиях заказчика ГОБУЗ «НОСПК», уполномоченного учреждения ГОКУ МЦ «Резерв» и его котировочной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Инспекция РЕШИЛА:
В действиях заказчика Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Новгородская областная станция переливания крови», уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения «Медицинский центр мобрезерва «Резерв» и его котировочной комиссии при осуществлении вышеуказанной закупки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.
Руководитель инспекции, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления ________________ &&&&& (подпись)
Участник инспекции, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления _________________ &&&&& (подпись)
Участник инспекции, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Управления _________________ &&&&&. (подпись)
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/novgorodskoe-ufas-rossii/8653efb0-256e-4359-b375-99f101851fb3/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №32676/25 б/а от 14 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9693/2025 ООО НПФ «Эколарис» на АО «Мосводоканал» Решение Решение б/н б/а от 5 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9323/2025 ООО «Ай ЭМ» на ООО «Газпромнефть-Центр» Решение Решение №6258/25 Решение 025/06/105-889/2025 (350) от 27 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Дело : Дело №025/06/105-889/2025 Дело по жалобе 44-ФЗ ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ПОЛИТОН-ТЕХ"" на зак... Организации ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 2» ИНН: 2539010235 ООО «Торговый дом «Политон-Тех»» ИНН: 9705215629 Решение Решение №037/07/3-364/2025 Признать жалобу ООО «Эксперт» на действия ОГБПОУ «Ивановский... от 27 августа 2025 г. Управление: Ивановское УФАС России Дело : Дело №037/07/3-364/2025 Жалоба №3753-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №МП/3248/25 РЕШЕНИЕ по делу №028/06/104-622/025 от 27 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России |