База решений ФАС
Решение б/н б/а от 8 августа 2025 г. Дело №077/07/00-9515/2025 ... на АО «МГЦД» из базы решений ФАС (№1869381) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9515/2025 ... на АО «МГЦД» Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ по делу № 077/07/00-9515/2025 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.08.2025 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее Комиссия) в составе: <...> <...>
рассмотрев жалобу <...> (далее Заявитель) на действия в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Согласно доводам жалобы Заявителем оспаривается отклонение заявки. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом. Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам. Информация о проведении Закупки размещена 26.06.2025 в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru). Дата начала срока подачи заявок 26.06.2025. Дата и время окончания срока подачи заявок 21.07.2025 10:00. Дата подведения итогов 24.07.2025. Начальная (максимальная) цена договора составляет 174 647 280,00 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов от 24.07.2025 Заявителя (порядковый
«Заявка участника отклоняется на основании п.26 Информационной карты (извещения) аукциона в электронной форме, а именно: - в соответствии с п.22 Информационной
карты независимая гарантия, выданная участнику закупки организацией для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям частей 1-7,
8.2, 11-13 статьи 45 Закона № 44-ФЗ Заявитель указанное в протоколе отклонение считает необоснованным, поскольку согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 22.07.2025 Заказчик принял заявку Заявителя вместе с независимой гарантией, а последующее отклонение заявки Протоколом подведения итогов от 24.07.2025 расценивается Заявителем как недопустимое. Кроме того, по мнению Заявителя, указанное Заказчиком несоответствие Банковской гарантии Закону о контрактной системе не является существенным, так как все необходимые данные принципала имеются у Заказчика и находятся в общем доступе, а отсутствие контактных данных принципала не является препятствием к подаче Заказчиком требований по Банковской гарантии. При этом информация о гаранте указана в пункте 8 Банковской гарантии. Помимо этого Заявитель на заседании Комиссии заявил, что в случае несоответствия независимой гарантии установленной законодательством форме, необходимо выдать АКБ «Трансстройбанк» (АО) предписание о внесении изменений в независимую гарантию.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения заявки Заявителя, не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О?независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «МГЦД», утвержденным протоколом совета директоров АО «МГЦД» от 21.03.2025 № СД/6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки. В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Комиссия отмечает, что согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупках требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия независимой гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупках заказчика в соответствии с Законом о закупках). В соответствии с пунктом 22 Информационной карты размер обеспечения заявки на участие Закупке установлен следующим образом: 1 746 472,80 руб. (1% от начальной (максимальной) цены договора). При этом обеспечение заявки может быть оформлено в виде независимой гарантии или внесения денежных средств. Способ обеспечения Заявки выбирается Участником закупки самостоятельно. Независимая гарантия, выданная участнику закупки организацией для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям частей 1-7, 8.2, 11-13 статьи 45 Закона о контрактной системе. Независимая гарантия, предоставленная участником закупки для целей обеспечения заявки на участие в закупке среди субъектов малого и среднего предпринимательства, должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 14.1 и 32 статьи 3.4 Закона о закупках. Информация о независимой гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных Законом о закупках. Комиссией установлено, что Заявитель в составе заявки представил независимую гарантию от 11.07.2025 № ЭГ-1766613/25 (далее Независимая гарантия). В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким актом является Постановление № 1005. Таким образом, независимая гарантия участника закупки должна соответствовать также требованиям Постановления № 1005.
Соответственно, Комиссия приходит к выводу, что независимая гарантия, представленная Заявителем, должна соответствовать положениям Постановления Так, Постановлением №?1005 утверждены требования к типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки (далее Форма). Комиссией установлено, что представленная Заявителем Независимая гарантия не соответствует Форме, а равно установленным требованиям документации и Постановления № 1005, в том числе в ней отсутствуют контактные данные принципала и бенефициара. Согласно подпункту 3 пункта 26 Информационной карты участник аукциона, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке, в том числе представление обеспечения заявки на участие в закупке, не соответствующего требованиям Положения о закупке или документации о закупке, за исключением случаев обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме в виде внесения денежных средств на лицевой счет участника закупки на ЭП или специальный счет в банке. В указанном случае подтверждение наличия обеспечения заявки осуществляется посредством функционала ЭП. В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания Независимой гарантии, представленной Заявителем, несоответствующей требованиям документации, а равно имелись основания для отклонения заявки Заявителя. Вместе с тем, Заявитель обратного не доказал, сведений однозначно доказывающих соответстве независимой гарантии требованиям документации и Постановления № 1005 не представил. Доводы Заявителя о признании его заявки соответствующей согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 22.07.2025 Комиссией расценивается критически, поскольку согласно подпункту 4 пункта 20 Информационной карты в состав второй части заявки на участие в аукционе должен входить документ (копия документа), подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке (за исключением случаев предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме в виде внесения денежных средств на лицевой счет участника закупки на ЭП или специальный счет в банке. В указанном случае подтверждение наличия обеспечения заявки осуществляется посредством функционала ЭП). Комиссия также считает необходимым отметить, что согласно пункту 6.5 Документации на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме оформляется итоговый протокол аукциона в электронной форме, который подписывается членами Закупочной комиссии усиленными квалифицированными электронными подписями в день окончания рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме. При этом Комиссия отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке. Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено. При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Относительно довода Заявителя о необходимости в выдаче В соответствии с подпунктом «а» пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия для выдачи Резюмируя изложенное, на основе всестороннего исследования, оценки конкретных фактических обстоятельств, установленных на заседании и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы Заявителя необоснованными. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <...> на действия АО «МГЦД» (ИНН 9716000939; ОГРН: 1247700651318) при проведении Закупки необоснованной. 2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.07.2025 № ФК/30732/25.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/moskovskoe-ufas-rossii/8b84e690-2034-40cf-b6dc-3cd283f4998a/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №ИС/4019/25 Решение по делу № 073/06/106-551/2025 от 21 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-551/2025 Жалоба ИП К на положения извещения Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ИС/4020/25 Решение по делу № 073/06/106-544/2025 от 21 августа 2025 г. Управление: Ульяновское УФАС России Дело : Дело №073/06/106-544/2025 Жалобы ООО "НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" и ИП К на положения из... Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №ВФ/3182/25 РЕШЕНИЕ по делу №028/06/99-604/2025 от 20 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №ВФ/3163/25 РЕШЕНИЕ по делу №028/10/18.1-602/2025 от 18 августа 2025 г. Управление: Амурское УФАС России Решение Решение №32694/25 б/а от 14 августа 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-9763/2025 ООО «Агн-Консалтинг» на ГАОУ ВО МГПУ |