База решений ФАС
Решение №РВ-04/6146 Решение по делу №016/07/3-799/2025 от 26 июня 2025 г. Дело №016/07/3-799/2025 Жалоба №6169/ж из базы решений ФАС (№1867643) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Татарстанское УФАС России Дело : Дело №016/07/3-799/2025 Жалоба №6169/ж Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Исх. №РВ-04/6146 от 26.06.2025 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСК-ВОДОКАНАЛ" <&> [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО «Камед-М» <&> [должностное лицо] (выписка из ЕГРЮЛ, решение о назначении), <&> [должностное лицо] (представитель), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя (вх. №6169/ж от 11.06.2025 г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСК-ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки № 32514861486 на поставку микроскопа медицинского МИКМЕД-5 (или эквивалент), У С Т А Н О В И Л А: Дата размещения публикации извещения № 32514861486 в единой информационной системе для размещения закупок 21.05.2025г. Начальная цена договора: 155 751,33 руб. Способ размещения - Открытый аукцион в электронной форме. Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства. Заказчик с доводами, изложенными в жалобе согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела. В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее Положение о закупке). Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Закупочная деятельность заказчика регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Альметьевск - Водоканал». (далее Положение). Относительно довода заявителя об отсутствии правовых оснований для отклонения заявки ООО «Камед-М», предложившего товар иностранного происхождения. Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В соответствии с частью 1 статьи 3.1-4 Закона о закупках при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом, за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ. Согласно части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие запрет и ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случаях, при которых международные договоры допускают изъятия из национального режима, а также определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара в случае принятия указанных мер. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1875) установлены запреты, ограничения и преимущества действующие при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Абз.3 п. 1 Постановления № 1875 установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно Приложению № 2. Подпунктом «в» пункта 10 Постановления Правительства № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при осуществлении закупок товаров из числа марли медицинской отбеленной хлопчатобумажной, включенной в код 13.20.44.120 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), медицинской одежды, включенной в коды 14.12.11, 14.12.21, 14.12.30.131, 14.12.30.132, 14.12.30.160 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), одежды специальной для поддержания физической формы, включенной в код 14.12.30.170 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), специальных хирургических одноразовых стерильных изделий из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала, включенных в код 14.19.32.120 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), мебели медицинской, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее частей, включенных в коды 32.50.30.110, 32.50.30.119, 32.50.50 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (за исключением кровати больничной механической, соответствующей коду 120210 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - номенклатурная классификация), кровати больничной стандартной с электроприводом, соответствующей коду 136210 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией, стеллажа для палаты пациента, соответствующего коду 156900 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией, шкафа вытяжного, соответствующего коду 181470 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией, ширмы прикроватной, соответствующей коду 184200 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией, стеллажа общего назначения, соответствующего коду 260470 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией, шкафа для сушки и хранения эндоскопов, соответствующего коду 271740 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией), а также товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения N 2 к настоящему постановлению, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе и приглашения принять участие в которых направлены либо контракты (договоры) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключены по 31 августа 2025 г. включительно, документом, подтверждающим происхождение таких товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, наряду с информацией, предусмотренной подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего постановления, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила определения страны происхождения товаров), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров. Объектом закупки является поставка микроскопа медицинского с ОКПД2 26.70.22.150, который указан в позиции 379 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ N 1875. Согласно доводу жалобы заявителя, участник закупки (заявка которого была признана соответствующей требованиям документации) приложил сертификат соответствия на товар, а не сертификат СТ-1, которого нет на товар фирмы «Ломо», в связи с чем, заявка заявителя была отклонена комиссией Заказчика, так как содержала декларацию по стране происхождения предлагаемого к поставке товара Австрия. В указанной ситуации у Заказчика отсутствуют правовые основания для отклонения заявки заявителя, предложившего товар иностранного происхождения. Несмотря на это в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок №32514861486-01 от 11.06.2025 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
Согласно представленным пояснениям Заказчика, при рассмотрении заявок была допущена ошибка. Изучив представленные материалы и пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с пп. «а» п.2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона о закупках если Правительством Российской Федерации установлено ограничение закупок товара, не допускается заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке товара российского происхождения. Участники предоставившие сведения о стране происхождения предлагаемого товара Российская Федерация или государство входящее в ЕАЭС, обязаны предоставить в составе заявки соответственно номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или СТ-1. В случае отсутствия в заявке соответствующих номеров реестровой записи, а также СТ-1 она не может считаться заявкой, предлагающей к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация или государство входящее в ЕАЭС. Изучив заявки участников, Комиссией установлено, что ни один из участников закупки не приложил выписку из реестра промышленной продукции, а также не приложил сертификат происхождения товара по форме СТ-1. Таким образом, при рассмотрении первых частей заявок участников, отклонение заявок с предложением поставки товара иностранного производства возможно только при подтверждении другими участниками происхождения российского производства. В рассматриваемом случае, в ходе анализа заявок участников Комиссией установлено, что ни один участник в первой части заявки не указал сведения о номере реестровой записи из российского реестра, не приложил СТ-1, следовательно, не подтвердил страну происхождения товара в соответствии с пунктами 3,10 ПП № 1875. У заказчика при рассмотрении первых частей заявок не имелось оснований для отклонения заявок участников. Ввиду вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку участника ООО «Камед-М» нарушают положения п. 2 ч. 1 ст. 3, пп. «а» п.2 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона о закупках, п. 3. 10 Постановления №1875. Довод жалобы признан обоснованным. С учетом выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства о закупках. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Р Е Ш И Л А: 1. Признать жалобу заявителя (вх. №6169/ж от 11.06.2025г.) на действия заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСК-ВОДОКАНАЛ" при проведении закупки № 32514861486 на поставку микроскопа медицинского МИКМЕД-5 (или эквивалент) обоснованной. 2. Признать заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬМЕТЬЕВСК-ВОДОКАНАЛ" нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 3, пп. «а» п.2 ч. 4 ст. 3.1-4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 3, 10 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства. 4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/tatarstanskoe-ufas-rossii/8d40d42d-81f8-4e4e-a24b-b0027936e776/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Решение по делу № 032/06/105-598/2025 от 27 июня 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/06/105-598/2025 Уведомление о рассмотрении жалобы в порядке, предусмотренном... Решение Решение №ИГ/7681/25 Решение от 27 июня 2025 г. Управление: Ставропольское УФАС России Дело : Дело №026/07/3-1314/2025 жалоба ООО "СносСтройИнвест" на действия заказчика Пятигорск... Решение Решение б/н б/а от 27 июня 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-7293/2025 ООО «ЦТО» на ФГБУ «Канал имени Москвы» Решение Решение №072/07/18.1–82/2025 Заявитель в поступившей жалобе указывает, что заказчиком в о... от 27 июня 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/07/3-490/2025 Жалоба №7593-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №28/60265/25 Решение 223ФЗ-289/25 от 27 июня 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа |