База решений ФАС
Решение №РВ-04/6278 Решение по делу №016/07/3-815/2025 от 1 июля 2025 г. Дело №016/07/3-815/2025 Жалоба №6380/ж из базы решений ФАС (№1867708) . Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Татарстанское УФАС России Дело : Дело №016/07/3-815/2025 Жалоба №6380/ж Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)Исх. №РВ-04/6278 от 01.07.2025 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Комиссия) в составе:
в присутствии представителей заказчика - <&> [должностное лицо] (по доверенности), <&> [должностное лицо] (по доверенности), <&> [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Урал-Вест» <&> [должностное лицо] (<&> [должностное лицо]согласно Приказа №5 от 22.01.2024 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Урал-Вест» (вх. №6380/ж от 18.06.2025 г.) на действия заказчика Филиал АО «Татэнерго»-Заинская ГРЭС при проведении закупки №UZ25053000018 на предмет: Поставка тепловой изоляции (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Заинская ГРЭС, проводимой на электронной площадке https://223etp.zakazrf.ru/, У С Т А Н О В И Л А: Способ размещения закупки - Упрощенная процедура закупки. Начальная цена договора 385 219,2 руб. Предмет закупки Поставка тепловой изоляции (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Заинская ГРЭС. Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства. Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела. В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, изучив представленные сторонами материалы, приходит к следующим выводам. На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее Положение о закупке). Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке АО «Татэнерго» (далее Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации закупки приходит к следующим выводам. Относительно довода заявителя о неправомерном отклонении заявки заявителя в связи с непредставлением в составе заявки реестрового номера записи. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Согласно подпункту 4.4 пункта 4 ст. 2.1.8 Положения подготовка упрощенной процедуры закупки включает: - формирование требований к документам, предоставляемым участниками закупки (при необходимости). В соответствии с пунктом 2 ст. 2.1.8 Положения победителем упрощенной процедуры закупки признается Участник, заявка на участие в закупке которого наиболее полно удовлетворяет потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, с учетом совокупности показателей цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств. В соответствии с частью 1 статьи 3.1-4 Закона о закупках при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом, за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ. Согласно части 2 статьи 3.1-4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие запрет и ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения, а также преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случаях, при которых международные договоры допускают изъятия из национального режима, а также определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара в случае принятия указанных мер. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1875) установлены запреты, ограничения и преимущества действующие при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Абз.3 п. 1 Постановления № 1875 установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно Приложению № 2. Объектом закупки является поставка тепловой изоляции с кодом ОКПД2 23.99.19.111 «Материалы и изделия минеральные теплоизоляционные, в том числе изоляция судовая», который относится к позиции 84 Приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 №1875 «Продукция минеральная неметаллическая, не включенная в другие группировки». Таким образом, по закупаемому товару установлен Национальный режим «Ограничение». В соответствии с пп.«а» п.2 ч.4 ст.3.1-4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ при осуществлении закупки товара если Правительством Российской Федерации установлено ограничение закупок товара, то применяется принцип «второй лишний» то есть не допускается заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке товара российского происхождения». В соответствии с вышеуказанным требованием закона подпунктом 1.3.3 и 1.3.3.6 пункта 2.2.4 Положения о закупке АО «Татэнерго» установлено: «&закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в закупке если соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1.3.3.6. заявка на участие в закупке содержит предложение товара, происходящего из иностранного государства и при этом выполняются оба следующих условия: 1) имеется хотя бы одна допущенная заявка на участие в закупке, содержащая предложения о поставке товара российского происхождения; 2) законодательством в отношении закупаемого товара установлено ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств». В соответствии с пп.«а» п.3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 №1875 информацией для подтверждения происхождения из Российской Федерации товаров, указанных в позиции 84 приложения №2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 №1875, является номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации". Соответствующее требование было указано в п.1.3 приложенных к Извещению о закупке «Требованиях к составу заявки на участие в закупке, содержанию, форме и оформлению заявки на участие в закупке». Таким образом, заявки, в которых не указан реестровый номер из реестра российской промышленной продукции, признаются заявками, содержащими предложение о поставке иностранных товаров. Согласно итоговому протоколу закупки UZ25053000018-01 (вх. № 505285) от 09.06.2025 г. 2 заявки участников с номерами 627553, 627054 были отклонены комиссией Заказчика на основании:
В своей жалобе заявитель ссылается на то, что ни один из участников не мог предоставить номер реестровой записи из реестра промышленной продукции, в связи с чем, заявку заявителя отклонили неправомерно. Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России изучив заявки участников, установила, что победителем закупки ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ-КАЗАНЬ» в составе заявки указана информация о номере реестровой записи из реестра российской промышленной продукции. Заявка ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ-КАЗАНЬ» признана комиссией Заказчика содержащей предложение о поставке товара российского происхождения. Кроме того, заявка ООО «ТЕХКОМПЛЕКТ-КАЗАНЬ» соответствует требованиям извещения о закупке и прилагаемых к нему документов. Вместе с тем, два других участника закупки в составе своих заявок на участие в закупке не предоставили информацию о номере реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, поэтому их заявки были признаны, содержащими предложение о поставке иностранных товаров. Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Комиссия Заказчика правомерно приняла решение об отклонении двух заявок, несоответствующих требованиям, установленным, в том числе, в извещении о проведении закупки. Комиссия отмечает, что общество, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку и не обжалуя положения закупочной документации, фактически согласилось на все условия закупочной документации. До окончания срока подачи заявок не обжаловало условия, установленные закупочной документацией. Закупочная комиссия Заказчика рассматривала заявки участников исходя из требований, установленных к составу заявок участников закупки в закупочной документации. Комиссия уточняет, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается в том числе на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика. Объективные доказательства, свидетельствующие об обоснованности доводов жалобы, заявителем не представлены. Учитывая, что победителем электронного аукциона к поставке был предложен товар, соответствующий требованиям закупочной документации Заказчика и Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 г. №1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», довод жалобы не находит своего подтверждения. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Р Е Ш И Л А: Признать жалобу заявителя ООО «Урал-Вест» (вх. № 6380/ж от 18.06.2025 г.) на действия заказчика Филиал АО «Татэнерго»-Заинская ГРЭС при проведении закупки №UZ25053000018 на предмет: Поставка тепловой изоляции (для ремонта хозяйственным способом) для нужд филиала АО "Татэнерго" - Заинская ГРЭС, проводимой на электронной площадке https://223etp.zakazrf.ru необоснованной. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/tatarstanskoe-ufas-rossii/704a1573-3887-47d2-bccf-2d3900112bea/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение б/н Решение по жалобе № 032/10/18.1-588/2025 ООО «ЭкстраМед» на... от 2 июля 2025 г. Управление: Брянское УФАС России Дело : Дело №032/10/18.1-588/2025 Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы № 032/10/1... Решение Решение №НК/2467/25 решение от 2 июля 2025 г. Управление: Мурманское УФАС России Дело : Дело №051/07/3-405/2025 Жалоба №3078/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №02/15659/25 Т02-286/25 по жалобе ООО «Телепродукт» от 1 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №ЕТ/15692/25 Т02-289/25 по жалобе Ассоциации «Национальная Гильдия Негосу... от 1 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №78/15660/25 Т02-287/25 по жалобе ООО "НПФ "Мета-хром" от 1 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России |