База решений ФАС
Решение №28/64223/25 решение 223фз-302/25 от 9 июля 2025 г. . Участники: ОАО «РЖД», ООО "РТС-тендер", ООО "ЦТОВ", . из базы решений ФАС (№1867978). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Управление контроля размещения государственного заказа Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-302/25 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЦТОВ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
04.07.2025 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России <...>, <...>, <...>, при участии представителей: ОАО «РЖД»: <...> (доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-121/Д), ООО «ЦТОВ»: <...> (приказ от 06.02.2025 № 2), представитель ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлен надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «ЦТОВ» от 23.06.2025 № 482/2025 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем обеспечения микроклимата на моторвагонном подвижном составе (извещение № 32514673959), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «ЦТОВ» (далее Заявитель) от 23.06.2025 № 482/2025 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем обеспечения микроклимата на моторвагонном подвижном составе (извещение № 32514673959) (далее Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению. В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» от 28.07.2018 (протокол № 26) (в редакции с изменениями, утвержденными советом директоров ОАО «РЖД» в редакции от 26.03.2025 (протокол № 12) (далее Положение о закупке). В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее Извещение), закупочной документацией (далее Документация), протоколами, составленными в ходе проведения закупки:
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В ходе заседания 01.07.2025 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 04.07.2025. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя в связи с представлением в составе заявки недостоверных сведений о наличии у Заявителя квалифицированного персонала в рамках подкритерия «Квалификация персонала» (далее Подкритерий) критерия «Квалификация участника». Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Приложением № 1.3 Документации «Формы документов, предоставляемых участником» установлена форма сведений «Форма сведений о квалифицированном персонале участника» (далее Форма), необходимая к заполнению участником закупки для последующей оценки по Подкритерию. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 приложения № 1.4 Документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» по Подкритерию оценка осуществляется следующим образом:
Пунктом 2 приложения № 1.4 Документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок» регламентировано, что «в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в подпункте 2.2 приложения № 1.4 к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить: «документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов/ паспортных данных); согласие каждого субъекта персональных данных, указанного в пункте 2.2 приложения № 1.4 конкурсной документации, на обработку его персональных данных ОАО «РЖД» в целях получения подтверждения сведений, указанных в заявке участника, необходимого для выполнения работ по предмету конкурса, по форме приложения № 1.3 конкурсной документации; патенты (копия основной и обороной стороны), выданные в соответствии с законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае предоставления участником специалистов, являющихся иностранными гражданами, за исключением иностранных граждан государств, являющихся членами Евразийского экономического союза); копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иные договоры на оказания услуг по предоставлению персонала; действующие документы, подтверждающие присвоение профессии и/или квалификацию квалифицированного персонала, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно, диплом и/или свидетельство и/или удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке; действующие документы, подтверждающие присвоение разряда квалифицированного персонала, указанного в форме сведений о квалифицированном персонале участника, а именно, диплом и/или свидетельство и/или удостоверение». На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что согласно протоколу от 18.06.2025 № 661/ОКЭ-ЦДМВ/25/1 заявка Заявителя отклонена Заказчиком по причине наличия недостоверной информации в отношении персонала, представленного Заявителем для целей оценки по соответствующему Подкритерию оценки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что Заказчиком выявлена недостоверная информация в отношении 15 сотрудников следующего характера: в удостоверениях об образовании, представленных Заявителем для целей подтверждения квалификации данных сотрудников, содержится указание на недействующую лицензию образовательного учреждения. В абзаце 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) лицензия специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии. Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил сведения о результатах прохождения обучения персонала Заявителя, указанного в составе заявки из «Сервиса поиска сведений о документах об образовании», расположенного на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по ссылке: http://obrnadzor.gov.ru, в связи с чем Заказчик мог осуществить фактическую проверку о наличии образования у каждого сотрудника. Вместе с тем Заказчик не воспользовался данным правом проверки информации о сотрудниках Заявителя, представленных в составе заявки. Комиссией ФАС России установлено, что у образовательного учреждения, выдавшего удостоверения о прохождении обучения сотрудников Заявителя была действующая лицензия на осуществление такой деятельности в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 и части 2 статьи 9 Закона о лицензировании. Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что ответственность по указанию лицензии в удостоверениях о прохождении соответствующего обучения лежит на стороне организации, выдающей такие удостоверения. Вместе с тем, техническая ошибка, допущенная образовательным учреждением при формировании удостоверений о прохождении обучения в части указания недействующей лицензии, не опровергает факт прохождения сотрудниками Заявителя соответствующего обучения и получения ими необходимой квалификации. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика отклонившего от участия в Конкурсе Заявителя ввиду представления недостоверных сведений о наличии квалифицированного персонала, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>
Члены Комиссии ФАС России: <...>
<...>
Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza/7089b5a0-39dc-46bd-8155-e70509582f5c/Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №28078/25 б/а от 10 июля 2025 г. Управление: Московское УФАС России Дело : Дело №077/07/00-8434/2025 ООО «Архимед» на ГАУ ЦТО Решение Решение №02/16471/25, 02/16472/25 Т02-313/25 по жалобе ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" от 10 июля 2025 г. Управление: Санкт-Петербургское УФАС России Решение Решение №2635/25 РЕШЕНИЕ № 053/10/99-388/2025 по результатам внеплановой док... от 10 июля 2025 г. Управление: Новгородское УФАС России Решение Решение №ВЕ/9886/25 Дело № 082/10/18.1-1547/2025 от 10 июля 2025 г. Управление: Крымское УФАС России Дело : Дело №082/10/18.1-1547/2025 Жалоба на действия организатора торгов — Муниципального казе... Решение Решение №28/64333/25 Решение 223ФЗ-58/РНП/25 от 9 июля 2025 г. Управление: Управление контроля размещения государственного заказа |