База решений ФАС
Решение №ТМ/7654/25 решение по жалобе 042/07/3-1257/2025 от 8 августа 2025 г. . Участники: ГПК «Пассажиравтотранс», ООО "Гамма Сервис", . Дело №042/07/3-1257/2025 Жалоба №8588-ЭП из базы решений ФАС (№1869025). Практика рассмотрения жалоб Федеральной антимонопольной службой. |
|
Информация по API Размещение для юридических фирм Решение Управление: Кемеровское УФАС России Дело : Дело №042/07/3-1257/2025 Жалоба №8588-ЭП Сфера деятельности: Контроль закупок Текст решения ФАС (Федеральная антимонопольная служба)
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «06» августа 2025 г. Кемерово Решение в полном объеме изготовлено «08» августа 2025
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Заказчика и Заявителя (по доверенности), рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ГАММА СЕРВИС» от 30.07.2025 исх. № 038-25 (вх. № 8588-ЭП/25 от 30.07.2025) (630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, д.48, оф.802; ИНН 5406730462) (далее Заявитель, ООО «ГАММА СЕРВИС») и материалы жалобы №042/07/3-1257/2025, УСТАНОВИЛА: Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «ГАММА СЕРВИС» на действия заказчика Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» (650055, г. Кемерово, пр.Кузнецкий, д.81; ИНН 4205088363) (далее ГПК «ПАТ», Заказчик) при проведении конкурса на поставку компримированного природного газа с заправкой транспортных средств, извещение о проведении которой было опубликовано 01.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под №32514999686 (далее - Закупка).. По мнению заявителя, Заказчиком при формировании закупочной документации нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках), выразившиеся в установлении ненадлежащих критериев оценки и сопоставления заявок и порядка оценки и сопоставления заявок на участие, что повлияло на результат оценки заявки ООО «ГАММА СЕРВИС», предложившего лучшие условия выполнения договора. Кроме того, процедура переторжки в закупке проведена с нарушением документации о закупке. Уведомлением Кемеровского УФАС России от 31.07.2025 № ТМ/7431/25 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1257/2025 было назначено на 06.08.2025. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы. 06.08.2025 представитель Заявителя, поддержала доводы, изложенные в жалобе, представители Заказчика просили признать жалобу не обоснованной, направив письменные возражения. В ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1257/2025 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках). В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. ГПК «ПАТ» является Государственным предприятием, которое обязано руководствоваться нормами Закона о закупках при проведении закупочных процедур. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственным предприятием Кузбасса «Пассажиравтотранс», утвержденным генеральным директором ГПК «ПАТ» 30.06.2025 (далее Положение о закупке), размещенным в ЕИС. 01.07.2025 ГПК «ПАТ» в ЕИС было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку компримированного природного газа с заправкой транспортных средств № ГПК 042-025-ЭК и документация (далее Документация). В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие, а именно по критерию «отсутствие судебных споров» не указан временной период, в течении которого у участника закупки имеются судебные споры, не учитывается предметов споров, а также существенность размеров требований, что повлияло на ограничение конкуренции Заявителя в Закупке. Оценив указанный довод Заявителя, Комиссии находит его необоснованным исходя из следующего. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В пункте 22 документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и их значимость: 1. обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия комплексной заправочной инфраструктуры (специального оборудования, транспортных средств, необходимых для доставки КПГ и заправки ТС) 30 %; 2. обеспечение надежности поставки КПГ 10%; 3. наличие достаточного опыта в области поставок КПГ с заправкой ТС с применением мобильной заправочной инфраструктуры 10%; 4. условия оплаты 5%; 5. цена договора 30%; 6.судебные споры 15. Информация о критериях оценки и сопоставления заявок указана в Техническом задании (приложение № 2 к документации). Порядок оценки и сопоставлению заявок по критерию «отсутствие судебных споров» указан в пункте 6 таблицы 3 Технического задания, согласно которому количество баллов, присуждаемых по показателю оценивается Покупателем следующим образом: - Отсутствие судебных разбирательств в Арбитражных судах Российской Федерации в рамках экономических споров по гражданским отношениям, по которым Поставщик является ответчиком 100 баллов; - Наличие судебных разбирательств в Арбитражных судах Российской Федерации в рамках экономических споров по гражданским отношениям, по которым Поставщик является ответчиком - 0 баллов. Максимально возможная оценка критерия - 100 баллов, значимость 15% (коэффициент значимости 0,15). Согласно пояснениям Заказчика ГПК «ПАТ» является предприятием, выполняющим социальную функцию по перевозке пассажиров и багажа на территории Кемеровской области-Кузбасса, следовательно, неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение условий договора по поставке компримированного природного газа с заправкой транспортных средств может привести к значительным социально-экономическим последствиям для региона, поскольку невыход на линию транспортных средств ГПК «ПАТ» приведет к нарушению жизнедеятельности во многих сферах. На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Выигравшим конкурс (торги) признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленным заказчиком в конкурсной документации на основании положения о закупке. С учетом указанных норм права, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Согласно позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502, является недопустимым вмешательство кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения. При изложенных обстоятельствах, заказчик вправе устанавливать требования к участникам самостоятельно, установление в закупочной документации максимально конкретных и четких критериев допуска и оценки заявок направлено на обеспечение справедливости и равноправия участников закупки и недопустимости субъективного правоусмотрения заказчика при разрешении вопроса о допуске заявки к участию в закупке и их оценки. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Документации в части включения критерия «отсутствие судебных споров» не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке, а довод заявителя о включении данного критерия приводящему, по его мнению к ограничению Заявителя как участника закупки, признаны Комиссией необоснованными. Кроме того, обжалование заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как Заявитель, принимая участие в Закупке, в силу статьи 8 ГК РФ конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, в связи с чем обжалование участником Закупки положений документации и порядок размещения информации о закупке после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, оспаривание положений закупочной документации, которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. Оценив второй довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 26 Документации при проведении второго этапа Закупки (переторжки), комиссия приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 раздела 20 Положения о закупках Зказчик вправе применить переторжку как дополнительный элемент конкурентной закупки (конкурс в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, запрос цен в электронной форме), если ее возможность была предусмотрена в документации о закупке. Переторжка проводится путем подачи участниками закупки нового предложения в течение 3 (трех) дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС, в соответствии с порядком ее проведения, установленным регламентом ЭТП и документацией о закупке (пункт 4 раздела 20 Положения о закупках). Согласно пункту 8 раздела 20 Положения о закупках в ходе проведения переторжки участники закупки имеют право представить только измененные сведения и документы, относящиеся к критериям оценки заявок на участие в закупке. Пунктом 26 Документации предусмотрено право проведения переторжки. При проведении переторжки участникам предоставляется возможность добровольно повысить предпочтительность своих предложений. В ходе проведения переторжки участники закупки имеют право представить только измененные сведения и документы, относящиеся к критериям оценки заявок на участие в закупке. В соответствии с пунктом 12 раздела 20 победитель определяется после проведения переторжки в порядке, установленном для соответствующего способа закупки, на основании критериев, указанных в документации о закупке, с учетом поданного предложения в ходе переторжки, или ранее поданных предложений. Как следует из единого протокола подведения итогов от 21.07.2025 № ИМ/2025-07-21-356/5 (далее протокол) на участие в закупке поступило 3 заявки, которые были допущены до участия. По результатам оценки предложений участников места распределились следующим образом: 1 - участник № 2 (88 баллов); 2 - участник № 3 (85 баллов); 3 - участник № 1 (49 баллов). Из протокола также следует, что при проведении переторжки закупочной комиссией оценивался только один критерий цена, что не соответствует требованиям раздела 20 Положения и пункта 26 документации. После проведения переторжки участникам присвоены следующие баллы: - участник № 3 86 баллов; - участнику № 2 85 баллов; - участнику № 1 51 балл. С учетом того, что участник № 1 при проведении переторжки направил предложение, улучшающее первоначальную заявку также и по иным (неценовым) критериям, закупочная комиссия должна была осуществить оценку, в соответствии с данным предложением по всем критериям, предусмотренным Документацией. Таким образом закупочной комиссией при проведении переторжки допущены нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, раздела 20 Положения о закупках, в связи с чем, довод Заявителя о нарушении пункта 26 Документации при проведении переторжки признаны Комиссией обоснованным. Вместе с тем Комиссия при рассмотрении жалобы рассмотрела заявки (предложения) участников, направленные в рамках проведения переторжки по Закупке и приходит к выводу, о том, что допущенные закупочной комиссей нарушения не привели к неверному определению победителя, поскольку участник № 1 (ООО «ГАММА СЕРВИС») по итогам двух этапов торговой процедуры суммарно получил бы 75 баллов, что соответственно не превысило бы баллы, присвоенные участнику № 2 и 3. Следовательно, ООО «ГАММА СЕРВИС» не стало бы победителем в оспариваемой закупке. Решая вопрос о выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение Заказчиком нарушений порядка организации торгов, в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктам 31 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что основания для выдачи предписания отсутствуют, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 и статьей 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Кемеровского УФАС России РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «ГАММА СЕРВИС» от 30.07.2025 исх. № 038-25 (вх. № 8588-ЭП/25 от 30.07.2025) на действия заказчика Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» при проведении конкурса на поставку компримированного природного газа с заправкой транспортных средств, извещение о проведении которой было опубликовано 01.07.2025 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32514999686, обоснованной. 2. Признать Заказчика - Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кемеровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, установленном гл.24 АПК РФ. Источник из базы решений ФАСhttps://br.fas.gov.ru/to/kemerovskoe-ufas-rossii/c105b22f-c16d-4a3d-b97f-06b3a1c458db/?query=Данные содержащие данные заявителей, участников публикуются согласно ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежат раскрытию по п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона 152 ФЗ. Еще решения ФАС за эти датыРешение Решение №5873/25 Решение по делу № 025/01/17-735/2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Приморское УФАС России Решение Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1768/2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Челябинское УФАС России Дело : Дело №074/07/3-1768/2025 Жалоба №9631-ЭП/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Решение Решение №НВ/4759/25 Решение № 021/07/3-723/2025 от 11 августа 2025 г. Управление: Чувашское УФАС России Дело : Дело №021/07/3-723/2025 Жалоба №4557/25 Сфера деятельности: Контроль закупок Организации АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ" МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНН: 2130118688 ООО "Русский Воздух" ИНН: 2130191494 Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» ИНН: 2130225986 ООО "ЭТП ГПБ" ИНН: 7724514910 ООО ЭТП ГПБ ИНН: 7724514910 Решение Решение б/н Нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 8 августа 2025 г. Управление: Омское УФАС России Дело : Дело №055/05/5-789/2025 Нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» Сфера деятельности: Рынок рекламы Решение Решение №РНП-72-143/25 односторонний отказ от исполнения контракта от 8 августа 2025 г. Управление: Тюменское УФАС России Дело : Дело №072/10/104-143/2025 односторонний отказ от исполнения контракта Сфера деятельности: Контроль закупок |